(Ритмика и хореография для самых маленьких) Образовательная программа «Веселый каблучок дополнительного образования детей

(Ритмика и хореография для самых маленьких)
Образовательная программа «Веселый каблучок»
дополнительного образования детей


Статус программы: модифицированная
Возраст детей: 3,5 - 7 лет
Срок реализации: 4 года
Дата создания программы: 2016 г.



Автор:
А.И. Буренина «Ритмическая мозаика». Изд.: СПб.: ЛОИРО, 2000




Педагог: Кориди Иоланта Васильевна
Музыкальный руководитель, ПДО




Москва


Пояснительная записка
Ритмика - это введение в мир хореографии. Музыкально - ритмические игры, упражнения, пляски и хороводы позволяют детям с нарушением зрения преодолевать трудности зрительно-пространственной ориентировки, некоординированность двигательных актов, их ритмичность и гиподинамию.
Хореография - это искусство танца. Мир хореографии - безбрежный океан музыки, движения, чувств и переживаний. В него мы попадаем в детстве и находимся всю жизнь.
Природа наделила детей врожденным стремлением к движению. Дошкольный возраст – это «возраст двигательной расточительности» дошкольников. В этот период двигательный анализатор активно участвует в формировании и совершенствовании самых разнообразных двигательных навыков и умений. Известный отечественный психолог Л.С. Выгодский подчеркивал двигательную природу детей, действенность воссоздания образов «при посредстве собственного тела».
Ритмика закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребёнка. Профессор А.Н.Крестовников в «Очерках о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода. Тем самым, ритмичные упражнения содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма. Движение и музыка, одновременно воздействуя на ребенка , развивают его эмоциональные задатки, координацию, музыкальность и выразительность, воздействуют на мышечный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную(мышечную ) память учат благородным манерам. Танец воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цель. Кроме того ассоциативное мышление, побуждает к творчеству. В процессе работы над движениями под музыку, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности.
Занятия хореографией укрепляют детей физически, укрепляют здоровье, правильно развивают костно-мышечный аппарат, помогают избавиться от физических недостатков, максимально исправляют нарушение осанки, формируют красивую фигуру.
Ритмика создаёт ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, сообщает более светлое восприятие жизни. Таким образом, ритмика играет важную роль в развитии ребенка. Недостаточное количество музыкально-двигательных занятий в дошкольных учреждениях формируют запрос родителей к такому роду занятий.
Актуальность
В настоящее время в практике работы образовательных учреждений большое значение уделяется ритмике, как части эстетического воспитания и приобщения детей к музыкальному искусству.
Ритмика обладает исключительной ценностью в музыкальном развитии детей. Ритмика - это умение слушать и «пропевать» музыку в движении. Она ставит своей целью научить ребенка передавать характер музыки, ее образное содержание через пластику тела. В ритмике основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения помогают ее глубокому восприятию и осмыслению. Наиболее успешное музыкально-ритмическое развитие ребенка дошкольного возраста осуществляется в атмосфере увлеченности, которая рождается в игровых ситуациях.
Программа «Задорный каблучок» имеет социально-педагогическую направленность.
Назначение программы - знакомство с миром танца, обучение детей дошкольного возраста умению танцевать, развитие музыкально-ритмических способностей и развитию зрительно – двигательной ориентировки в пространстве, подготовка детей к дальнейшим занятиям хореографией.
Основа программного содержания – музыкально-ритмические упражнения и танцевальные зарисовки, а также детский сюжетный танец. В том, как каждый ребенок чувствует, переживает и создает, свой художественный образ – ценность и новизна программы.
Цель программы
Выявление и развитие стартовых музыкально-ритмических способностей детей, формирование и воспитание стойкого интереса к музыкально - танцевальной культуре.
Задачи программы
Обучающие задачи:
Ознакомление с основными хореографическими понятиями и терминами;
Обучение основам танцевальных движений;
Обучение начальным элементам детского сюжетного, народно- сценического танцев.
Развивающие задачи:
Развитие и укрепление костно-мышечного аппарата детей;
Развитие творческих способностей у детей;
Развитие музыкально-ритмических способностей детей. Воспитывающие задачи:
Формирование основ культуры общения с педагогом и другими детьми;
Формирование и поддержание у детей стойкого интереса к танцевальной деятельности и подготовка к дальнейшим занятиям хореографией.
Отличительные особенности данной программы от других
Программа «Задорный каблучок» разработана на основе программ: «От ритмики к танцу» В.Т. Шершнева, «В мире музыкальной драматургии» Т.Ф. Кореневой, «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной (рекомендованной Министерством образования РФ в качестве программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста).
Программа составлена с учетом возраста ребенка, и заключает в себе тот минимум, к которому надо стремиться. Но в коллективе есть дети разной одаренности, следовательно, и результаты будут отличаться друг от друга. Для того чтобы добиться наилучших результатов, возможны некоторые коррективы изучения тех или иных элементов программы, прохождение которых окажется недоступным данной группе в связи с ограниченностью возможностей детей, и изменения порядка прохождения материала.
Концепция программы основана на педагогических идеях «тьютерства» (практического «сотворчества» педагога и учеников - «нога в ногу», «рука в руку», не «над учеником», вместе – рядом с ним»).
Основная идея программы базируется на принципах: «от простого к сложному», «от медленного к быстрому», «посмотри и повтори», «осмысли и выполни», «от эмоций к логике», «от логики к ощущению». Знакомство с танцем начинается с музыки, истории танца, места его происхождения, его ритмического характера и темпа. Движения рассматриваются как проявление эмоций, связанных с музыкальным образом, как средство усвоения музыкальных закономерностей. При организации занятий используются следующие игровые формы:

Таблица №1

Базовая тема
Форма организации занятия

1
Вводное занятие
Путешествие

2
Музыкально-ритмические движения
Танцевальная сказка (практический показ):

3
Характер музыки
Прослушивание музыки, импровизация

4
Танец и его элементы
Беседа, игра, практический показ

5
Игры и упражнения с предметами
Танцевальная импровизация

6
Упражнения на коврике
Игра-имитация

7
Постановка танцев
Беседа, сюжетно-ролевая игра, репетиция, концертное выступление

8
Времена года
Прослушивание музыки, музыкально-дидактическая игра

9
Играем в театр
Путешествие в волшебную страну

10
Танцы народов мира
Путешествие во времени

11
Танец - игра
Игра

12
Сценический этикет
Беседа, рассматривание наглядных пособий, видеопросмотр, репетиция, концертное выступление, открытые занятия.

Методы и приемы обучения, используемые в хореографической работе с дошкольниками, можно условно разделить на наглядные, словесные и практические.
Кроме того, в работе с детьми используются методы, в которых преобладает хореографическая составляющая (постановочные и исполнительские). Применение таких методов в комплексе влияет на активную работу большого числа анализаторов-рецепторов ребенка. Воздействие на чувства и эмоции дошкольника такими методами способствует активизации его творческой активности.


Таблица №2
Виды методов
Приемы

Наглядный метод
Образный показ педагога; эталонный образец-показ движения лучшим; использование наглядных пособий.

Словесный метод
Рассказ; объяснение; беседа; словесные комментарии педагога по ходу исполнения танца;

Наглядный метод
Показ повтор движений

Практический метод
Игровой прием; детское «сотворчество»; использование ассоциаций-образов; выработка динамического стереотипа (повторяемости и повторности однотипных движений); музыкальное сопровождение танца как методический прием; прием художественного перевоплощения.

Психолого-педагогический метод
Прием педагогического наблюдения; прием индивидуального, дифференцированного подхода к каждому ребенку; прием контрастного чередования психофизических нагрузок и восстановительного отдыха (релаксация); педагогическая оценка исполнения ребенком музыкально-ритмических и танцевальных упражнений.

Возраст детей, участвующих в реализации программы
На занятия принимаются дети дошкольного возраста (от 3 с половиной до 7 лет) независимо от наличия у них природных и специальных физических данных без медицинских противопоказаний. На первом занятии педагог проводит первичное наблюдение за детьми в игровой форме, где наблюдая за каждым ребенком, определяет стартовые возможности детей, уровень их музыкальности и использует данные наблюдений для формирования учебных групп и подбора репертуара для каждого ребёнка. В течение учебного года на 2,3 и 4 году обучения возможен добор в группы по результатам просмотра.
Сроки реализации программы
Программа « Задорный каблучок» рассчитана на 4 года обучения.
Этапы реализации программы
этап - начальный. Приобщение к элементарным музыкально-ритмическим умениям. Побуждение детей к восприятию музыки, используемой для музыкально-игровой и танцевальной деятельности. Познание и освоение ритмики. Продолжительность - 1 год.
этап - базовый. Освоение общих азов ритмики, элементов хореографии, игровой гимнастики, образных музыкально-танцевальных игр, элементарных пространственных рисунков-фигур, общеукрепляющих упражнений, необходимых на этом этапе развития ребенка, несложной и посильной репертуарной программы, способности к музыкально-танцевальной импровизации и первичным формам концертного выступления (2 года).
этап - совершенствования. Танцевальная ритмика с усложненной координацией движений, изучение этюдов и танцев на основе детского сюжетного танца, активное освоение новых музыкально-ритмических игр, импровизация, хореографического репертуара, концертный показ готовых танцевальных номеров (1 год).
Формы и режим занятий
Учебные занятия проводятся в группе, оптимальная численность детей – 12-14 человек.
Руководствуясь инструктивно-методическим письмом Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 № 65 25-16, а так же СанПиН 2.4.1.3049-13 образовательный процесс с детьми организуется следующим образом:
Таблица №3
Год обучения
Виды деятельности/
продолжительность (мин.)
Кол-во занятий
в неделю
Кол-во занятий в год



Учебное занятие
Игра
Релаксация





1
15 минут
10 минут
5 минут
2
72

2
20 минут
5минут
5 минут
2
72

3
25 минут
3 минут
2 минуты
2
72

4
25 минут
3 минут
2 минуты
2
72

В учебно-тематическом плане каждое занятие, не зависимо от продолжительности, равно астрономическому часу.
Условия реализации программы предусматривают наличие: просторного танцевального зала с необходимым оборудованием (зеркала, хореографические станки); музыкального инструмента (фортепиано) и концертмейстера; аудиоаппаратуры (магнитофон); шкафа для хранения сценических костюмов и аксессуаров.
Один из главных принципов проведения занятий - доставить детям радость, удовольствие от танцевально-ритмической деятельности, творческих игр, от познания собственных возможностей танцевать, развить умение слушать и понимать музыку.

Ожидаемые результаты
К концу 1 года обучения дети
осваивают выполнение элементарных музыкально-ритмических движений (ходьба, ходьба на носках, бег, прыжки на двух ногах);
осваивают пространство репетиционного и сценического зала, умеют двигаться по кругу;
осваивают элементарные музыкально-танцевальные движения (различные виды хлопков в ладоши и по коленям, притопы одной ногой и попеременно, полуприседания (пружинка) с легким поворотом тела вправо и влево, прыжки на двух ногах, кружения по одному и в парах, отставлять одну ногу на пятку в сторону(вперед));
умеют определять характер музыки, умеют менять движения в соответствии со сменой характера простого музыкального произведения. Умеют определить начало и конец музыкального произведения;
осваивают основные упражнения партерной гимнастики на коврике (растяжки, наклоны и слитные движения для укрепление «мышечного корсета», «Книжка», «Лягушка», «Рыбачек»);
осваивают выполнения движений с предметами двумя руками (игрушки, погремушки);
осваивают танцевальный репертуар 1 года обучения.
умеют работать в паре и в минигруппе, знают правила общения с педагогом и другими детьми;
осваивают общие правила поведения на занятиях в репетиционном зале и на сцене.
К концу 2 года обучения дети
осваивают азы ритмики (от простого хлопка - к притопу), элементарные ритмические движения (ходьба бодрым шагом, ходьба с высоким подниманием колен, бег легкий, прыжки энергичные, на двух ногах с продвижением вперед, прямой галоп, «ковырялочка» и т.д.);
осваивают основные упражнения игровой партерной гимнастики на ковриках, (дети осваивают и правильно выполняют базовые формы растяжки «Лягушка», «Книжка», для укрепления мышц стоп («Носки», «Пятки»), спины «Корзинка», «колечко», «Лодочка», наклоны корпуса «Часики», «Книжка». Выполнение движений с образными названиями для эмоционального исполнения;
осваивают пространство репетиционного и сценического зала, (1-4 точки), линейного, кругового построения, положения рук в парах (лодочка);
осваивают выполнения движений с предметами правой рукой (мяч, флажок);
5. осваивают танцевальный репертуар 2 года обучения знают правила и умеют общаться в группе, с педагогом и родителями.
участвуют в концертной деятельности и в утренниках.
К концу 3 года обучения дети
уверенно выполняют основные музыкально-ритмические движения (ходьба высоким шагом, спокойная, на носочках; бег легкий (как бабочки), высокий (как лошадка), галоп прямой (как лошадка), прыжки на двух ногах (как лягушки), подскоки (как клоун), шаг польки.
умеют самостоятельно определять основной рисунок музыкальных произведений, адекватно воспроизводить его в танцевальной форме (хлопки, притопы, элементарные музыкально-ритмические движения);
уверенно выполняют основные элементы и упражнения партерной гимнастики на коврике с усложненной координацией движений. Дети по названию движения воспроизводят комплекс воздействий на мышцы ног «Броски ногами», «Лягушка» лежа и сидя, шпагаты ;
умеют ориентироваться в репетиционном, сценическом ограниченном пространстве, в основных танцевальных рисунках и хороводах, умеют двигаться в танце по ходу часовой стрелки, по линии танца;
осваивают понятие танец, виды танцев, строение танца (вступление, основная часть, заключение);
осваивают элементарные танцевальные движения русского танца (танцевальные шаги - русский простой хороводный шаг, «топотучий» шаг, русский переменный шаг с пятки на носок; танцевальные движения - «ковырялочка», присядка, «моталочка» хлопки с разведением рук в стороны);
осваивают основные правила поведения на сцене во время танца;
успешно осваивают и выразительно танцуют репертуарную программу на утренниках, публично апробируют ее перед зрителем на сценической площадке;
9. адекватны в межличностном общении.
К концу 4 года обучения дети
самостоятельно воспроизводят музыкально-ритмические движения (ходьба спортивная, торжественная, бег с высоким подъемом ног, бег широкий, пружинистый, высокий, стремительный; подскоки с помощью взмахов рук; ходьба пружинистым шагам, гусиным шагом; прыжки сильные с высоким подскоком; прыжки с помощью взмахов рук; прыжки: ноги вместе - руки врозь и наоборот; прыжки со сменой ног: одно вперед - другая назад).
осваивают усложненный комплекс движений и упражнений партерной гимнастики на коврике. У детей максимально развиваются физические и специальные данные (подъем стопы, выворотность, шаг, гибкость спины, эластичность мышц и связок, сила и высота прыжка, мышечный «корсет»);
грамотно исполняют основные элементы танцев. (Основные движения русского танца: русский переменный шаг с пятки на носок (в парах), русский шаг на легком беге с захлестыванием ног назад, русский простой шаг с притопом); Танцевальные движения: присядка, движения для рук, характерные для русских танцев; Современный детский игровой танец: танцевальные шаги – матросский (в основе русский переменный шаг с пятки на носок с притопом), ходьба, бег в соответствии с современным ритмом музыки, танцевальные движения, имитирующие повадки зверей, птиц в современных ритмах;
осваивают сценическое пространство (авансцену, задник), умеют держать интервалы, дистанцию в парно-массовых номерах. Умеют ориентироваться в пространстве: перестроение из пар, троек в две-три колонны; перестроение из двух-трех колонн в один круг, из двух колонн в два круга (маленьких), из них в один большой; перестроение из ходьбы по прямой линии в ходьбу по диагонали;
5. дети свободно двигаются с предметами: лентами, флажками, платками, веерами и умеют придумывать движения с ними;
6. умеют слушать и слышать музыку, определять характер музыки, умеют передавать в мимике, жестах, а так же импровизировать на предложенную педагогом музыкальную тему;
7. успешно применяют основные правила поведения на занятиях в репетиционном зале, на сцене, во время танца;
8. находят своё место в коллективе, свободно общаются между собой, уважительно относятся к взрослым и сверстникам.
9. успешно осваивают и выразительно танцуют репертуарную программу на утренниках в д/с, на сценической площадке в школе.

Способы определения результативности
Для контроля результативности реализации программы «Задорный каблучок» разработана методика оценки уровня освоения программного материала каждым обучающимся.
Показатели результатов:
сохранность детского коллектива на всех этапах обучения не менее 80%;
дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
успешное выполнение проверочных заданий на занятиях;
участие детей с танцевальными номерами в концертных программах ДОУ, районных мероприятиях.
Первая проверка осуществляется в декабре. Проверяется усвоение детьми программы за 1-е полугодие, при необходимости вносятся коррективы в репертуарный план для данной группы детей.
Вторая проверка осуществляется в апреле (конец года). В этот период проверяется уровень усвоения детьми программы за весь учебный год.
Проверка результативности осуществляется посредством педагогического наблюдения на всех этапах реализации программы.
Результаты проверки усвоения детьми содержания программы заносятся в специальные таблицы по годам обучения. Это позволяет анализировать степень освоения программного материала каждым ребёнком и своевременно принимать меры по улучшению качества образования. По результатам проверки усвоения программного содержания педагог переводит детей на следующий год обучения. Формы подведения итогов реализации программы
Программа предусматривает формы и методы подведения итогов работы с детьми:
Оценка успехов детей на занятиях;
Итоговые открытые занятия для родителей;
Конкурс творческих домашних заданий (показ движения родителям, любимой игрушке, рисунок любимого танца или образа в танце);
Выступления на праздниках.

Цель программы будет достигнута, если большая часть детей после окончания обучения продолжили занятия хореографией.









II. Учебно - тематический план

Таблица №4

Базовые темы
Количество часов по годам обучения





1
2
3
4





Теория
Практика
Теория
Практика
Теория
Практика
Теория
Практика

1
Вводное занятие
1
-
1

1

1


2
Музыкально-ритмические движения
6
6
2
5
4
6
2
6

3
Характер музыки
3
8

-
-
-
-
-

4
Танец и его элементы
4
7
4
6
5
7
4
10

5
Игры и упражнения с предметами
2
8
2
5
3
5
2
6

6
Упражнения на коврике
7
7
2
4
3
5
2
6

7
Постановка танцев
1
6
5
15
8
24
8
25

8
Времена года
3
3
1
3
2
4
4
>

9
Путешествие в Кукляндию
12
60
-
-
-
-
-
-

10
Танцы народов мира
-
-
3
3
4
8
5
-

11
Танец - игра
-
-
2
5
3
5
1
>

12
Сценический этикет
-
-
2
2
3
4
3
4


Итого:
39
105
24
48
36
72
32
76



Всего:
144
72
108
108

III. Содержание программы
Тема 1.Вводное занятие
Теория: Знакомство с хореографическим залом, правилами поведения в зале, с правилами пожарной безопасности. Общие сведения о ритмике, танцах, хореографии. Игра «Давайте дружить».
Тема 2. Музыкально-ритмические движения
1 год обучения
Теория: Знакомство с понятиями ритм, темп, строение музыкального произведения, понятием круг.
Практика: выполнение элементарных музыкально-ритмических движений (ходьба, бег, пряжки на двух ногах), связанных с ритмом и темпом музыки: двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки (весело бежать под легкую музыку, энергично ходить под ритмичный марш); менять движения в связи с изменением динамики звучания музыки (тихое и громкое звучание), регистров музыки (высокий и низкий); упражнения по ориентировке в пространстве (продвижение стайкой за взрослым, образование круга и продвижение по кругу, сужение и расширение его).
2 год обучения
Теория: знакомство с азбукой музыкально-ритмических движений: простые виды хлопков-притопов в различных ритмических сочетаниях. Знакомство с общими понятиями об основных, танцевальных движениях.
Практика: упражнения в хлопках и притопах. Выполнение основных движений:
Таблица №5
Основные движения
Согласованность их с:

Ходьба бодрым шагом. Ходьба тихая, спокойная.
Характером музыки: веселым, грустным

Ходьба спокойная. Бег легкий.
Со средствами музыкальной выразительности:
1 Темпом (медленным, быстрым)

Прыжки энергичные, на двух ногах с продвижением вперед.
2. Силой звучания (громким и тихим звучанием)

Ходьба на носочках с поднятыми вверх руками Ходьба на четвереньках
3. Высотой регистров
Высоким регистром,
Низким регистром

Музыкально-ритмические композиции 1 уровня сложности. Движение по линии танца, по кругу, парами по кругу (мальчик спиной, девочка лицом в круг)
3 год обучения
Практика: упражнения в согласовании музыкально-ритмических движений:
Таблица № 6
Основные движения
Их согласованность с:

Ходьба высоким шагом. Ходьба спокойная
Характером музыки:
Энергичным;
Спокойным;

Ходьба на четвереньках (как медведь) Ходьба на носочках. Бег легкий
Умеренно медленным; Быстрым;

Бег легкий (как птичка) Галоп прямой (как лошадка) Пряжки на двух ногах (как лягушки)
Регистрами: Высоким, Средним, Низким;

Подскоки (как клоун) Бег высокий (как лошадка) Бег легкий (как бабочка)
Динамика звучания
Громким звучанием,
Умеренно громким звучанием,
Тихим звучанием.

Сюжетно-образные движения: игры на восприятие и определение особенностей характера образа и его изменения в связи со сменой характера музыки, со сменой средств музыкальной выразительности; Танцевальные шаги и движения. Имитационные движения: разнообразные образно - игровые движения, раскрывающие понятный детям сюжетный образ, его настроение или состояние. Музыкально-ритмические композиции 2 уровня сложности.
4 год обучения
Практика: самостоятельное исполнение (по словесной просьбе) музыкально- ритмических движений из азбуки ритмики и хореографии.

Таблица № 7
Основные движения
Их согласованность с:

Ходьба спортивная, торжественная. Бег с высоким подъемом ног.
Характером музыки: торжественная, шуточная;

Бег широкий. Бег пружинистый. Бег высокий. Бег стремительный.
Со средствами музыкальной выразительности и
темпом
медленным,
умеренно медленным,
быстрым,
очень быстрым;

Подскоки с помощью взмахов рук. Ходьба пружинистым шагам. Ходьба гусиным шагом.
Регистром:
Высоким,
Средним,
Низким;

Прыжки сильные с высоким подскоком. Прыжки с помощью взмахов рук. Прыжки: ноги вместе - руки врозь и наоборот. Прыжки со сменой ног: одно вперед-другая назад.
Динамикой звучания
громким звучанием,
умеренно громким звучанием,
тихим звучанием,
очень тихим звучанием.

Тема 3. Характер музыки
1 год обучения
Теория: Знакомство с понятием музыка, значение музыки в танце, «характер музыки».
Практика: Слушание музыкальных произведений, определение характера фрагментов, игры на эмоциональную восприимчивость музыки. Выполнение движений под разный характер музыки (веселая - грустная).
Тема 4. Танец и его элементы
1 год обучения
Теория: Знакомство с общими понятиями о танце, видах и жанрах танцевального искусства.
Практика: выполнение элементарных танцевальных движений: различные виды хлопков в ладоши, и по коленям, притопы одной ногой и попеременно, полуприседания с легким поворотом тела вправо и влево, прыжки на двух ногах, кружения по одному и в парах, согласование движения с текстом и музыкой пляски Игры в свободных плясках.
2 год обучения
Теория: Знакомство с основными позициями рук и ног в танце:
исходные позиции ног (основная стойка, позиция «Домиком» - пятки вместе-носки врозь, узкая дорожка - ноги вместе, широкая дорожка - ноги на ширине плеч, сесть на колени).
исходные позиции рук (внизу, впереди, в стороны, открыты ладони вверх или
закрыты ладонями вниз, руки на поясе - большой палец обращен назад, подбочинившись - кисти сжаты в кулаках и поставлены на пояс). Позиции рук в парах лодочкой. Танцевальные шаги: переменный шаг с носка на пятку, простой хороводный шаг, шаг по линии танца и обратно со сменой музыки; Танцевальные элементы: притоп, «Три притопа», притоп в сочетании с «точкой», приседания, полуприседания.
Практика: Упражнения в соблюдении позиций рук, ног, танцевальных шагов в свободной импровизации. Игры и движения на умение ориентироваться в пространстве: ходить ритмично друг за другом по прямой линии, двигаться парами по кругу (мальчик внутри круга), легко бежать друг за другом и затем разбегаться врассыпную. Парные танцы, хороводы, свободные пляски с расхождением по всему залу.
3 год обучения
Теория: Знакомство с названиями движений в танцах: русского народного танца (танцевальные шаги - русский простой хороводный шаг, топотучий шаг, русский переменный шаг с пятки на носок; танцевальные движения - ковырял очка, присядка, хлопки с разведением рук в стороны); современного детского танца (танцевальные движения - повороты корпуса вправо, влево с согнутыми в локтях руками; выставление правой ноги (на всю ступню) в сторону и приставление к ней левой).
Практика: заучивание и отработка танцевальных движений. Игры на ориентирование в пространстве: ходьба по прямой друг за другом, перестроение, ходьба змейкой.
4 год обучения
Практика: отработка основных движений танцев: русский народный танец: русский переменный шаг с пятки на носок (в парах), русский шаг на легком беге с захлестыванием ног назад, русский простой шаг (с притопом); танцевальные движения: присядка, движения для рук, характерные для русских танцев. Современный детский игровой танец: танцевальные шаги - матросский (в основе русский переменный шаг с пятки на носок с притопом), ходьба, бег в соответствии с современным ритмом музыки. Танцевальные движения, имитирующие повадки зверей, птиц в современных ритмах. Игры и упражнения на ориентирование в пространстве: перестроение из пар, троек в две-три колонны; перестроение из двух-трех колонн в один круг, из двух колонн в два круга (маленьких), из них в один большой; перестроение из ходьбы по прямой линии в ходьбу по диагонали. Самостоятельная оценка детьми просмотренного танца, хоровода, игры.


Тема 5. Игры и упражнения с предметами
1 год обучения
Теория: Основные правила при движениях с предметом в одной и в двух руках на каждый предмет отдельно).
Практика: выполнение движений с атрибутами (погремушки, игрушки).
2 год обучения
Практика: отработка движений с предметами (погремушка, лента, платок, флажок). Упражнения с лентами к танцу «Аквариум», упражнения с флажками
к танцу «Дружба народов».
3 год обучения
Практика: отработка движений с предметами с перекладыванием из рук я е руку на месте и в движении. Упражнения с веерами.
4 год обучения
Практика: Закрепление и совершенствование умений и навыков двигаться; предметами. Придумывание движений с предметами, творческая композиция.
Тема 6. Упражнения на коврике
1 год обучения
Теория: Наглядное объяснение порядка выполнения каждого упражнения.
Практика: выполнение элементарных растяжек, наклонов и слитных движений для укрепления «мышечного корсета» («Книжка», «Лягушка» «Рыбачок»).
2 год обучения
Теория: Наглядное объяснение порядка выполнения каждого упражнения. Практика: выполнение базовых форм растяжки «Лягушка», «Тортик «Книжка», Упражнения для укрепления мышц стоп («Носки», «Пятки»), спины «Корзинка», «Лодочка», наклоны корпуса «Часики» «Книжка».
3 год обучения
Теория: Наглядное объяснение порядка выполнения каждого упражнения.
Практика: воспроизведение движения по названию. Усложнение комплекса воздействий на мышцы ног «Броски ногами», «Лягушка» лежа и сидя, шпагат-Упражнения в парах «Тортик», «Книжка».
4 год обучения
Теория: Наглядное объяснение порядка выполнения комплекса упражнений
Практика: выполнение комплекса упражнений по партерной гимнастике.

Тема 7. Постановка танцев
1 год обучения
Теория: Знакомство с общими понятиями «танец», «виды танцев», «танцам, народов мира», «детский сюжетный танец».
Практика: создание кукольных образов, освоение сценического пространства, выступление с кукольным представлением. Танец «Котята».
2 год обучения
Теория: Ориентация в ограниченном пространстве репетиционного зала, сцены, в основных фигурах-рисунках танца; в паре по часовой стрелке, по линии танца.
Практика: постановка танцев «Чебурашка», «Цыплята». Репетиционная работа - подготовка к выступлению на отчетном концерте.
3 год обучения
Теория: освоение репетиционного и сценического пространства, танцевальных рисунков-фигур, положения тела во время танца.
Практика: постановка танцев. Эмоциональное и пластическое выражение образов. Развитие коммуникативных навыков в танцах.
4 год обучения
Теория: знакомство с новыми хореографическими номерами,
Практика: Постановка танцев, выработка ориентации в сценическом и репетиционном пространстве. Заучивание рисунка танца, отработка движений, эмоциональная передача танцевальных образов.
Репертуар*
Год обучения
1-я половина года
2-я половина года

1 год обучения
«Неваляшки»
«Раз – ладошка»

2 год обучения
«Буратино»
«Цыплята»

3 год обучения
«Русская матрешка»,
« Танцуем сидя»
«Прялица*»,
«Журавли*»,
«Завалинка»

4 год обучения
«Маленькая страна»
«Кукляндия*»
«Снежинка»
«Зимушка» хоровод
«Аист на крыше*»
«Вальс*»
«Яблочко»
«Птицы белые»*


*репертуар может меняться, т.е. музыкально-ритмическая постановка может быть не использована в данной возрастной группе, в связи со сложным контингентом учащихся.

Тема 8. Времена года
Теория: знакомство с временами года через музыкально- танцевальные движения.
Практика: музыкально-ритмические игры и импровизации по временам года. Танцевальные картинки: «Осенние листочки», «Зимние узоры», «Весенняя капель», «На лугу».

Тема 9. Путешествие в Кукляндию
Теория: Знакомство с театром. Секреты кукольного театра.
Практика:
Игры-импровизации с куклами и без кукол, этюды, тренинги. На этом этапе в ходе игровых действий дети осваивают элементы сценического действия, элементарную терминологию сценического искусства, знакомятся с некоторыми театральными профессиями, пополняют словарный запас, формируют речь.
Выступление. Учатся двигаться и ощущать пространство сцены (по одному и в коллективе).

Тема 10. Русские – народные танцы
1 год обучения
Теория: Знакомство с характером и манерой русского народного танца. Прослушивание музыки, беседа о традициях народа, рассматривание костюмов.
Практика: выполнение элементарных движений русского народного танца (выставления ноги на пятку, притопывание правой ногой).
2 год обучения
Теория: русский народный танец, знакомство с понятиями притоп, с названием танца.
Практика: заучивание основных движений русского народного танца : ход, бег, притопы правой и левой ногой, переступания поочередные выносы ног на носок, на каблук, на воздух.
3 год обучения
Теория: Продолжать знакомство с хореографической культурой русского народа.
Практика: освоение начального диапазона фольклорной пластики рук. Освоение основных элементов русского народного танца: «ковырялочка», упражнения с ложками, «моталочка», «припадание».
4 год обучения
Теория: Знакомство с понятиями «танцы народов мира». Просмотр видео с танцами, знакомство с костюмами.
Практика: выполнение подготовительных упражнений и заучивание элементарных движений цыганского танца.

Тема 11. Танец-игра
1 год обучения
Теория: правила танцевальной игры.
Практика: сюжетные музыкальные игры, образные роли, взаимоотношения в игре, в движении.
2 год обучения
Теория: правила игры.
Практика: танец-игра «Зоопарк». Отработка умения ориентироваться в пространстве танцевального зала с помощью отражения в движениях образов животного мира.
3 год обучения
Теория: Дети сами рассказывают правила игр.
Практика: игра с элементами импровизации. Отработка эмоционального, пластического выражения танцевальных образов.
4 год обучения
Теория: Дети сами рассказывают и придумывают правила игр.
Практика: Развитие основ танцевальной импровизации, обучение детей сочинять сюжет музыкальной игры, воплощать его в хореографическом образе. Самостоятельные поиски в элементарном сочинении этюдов, творческое осмысление музыки в образах.

Тема 12. Сценический этикет
1 год обучения
Теория: Знакомство с элементарными понятиями о танцевальном сценическом этикете.
Практика: Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми: мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место.
2 год обучения
Теория: Знакомство с общими правилами и культурой исполнения танцев, этикет на концерте, за кулисами.
Практика: Воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно.
3 год обучения
Теория: Знакомство с правилами поведения для маленьких артистов.
Практика: Воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже усвоены; умение проводить совместные игры - занятия с младшими детьми. Формирование чувства такта, умения вести себя во время занятия; воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослого.
4 год обучения
Теория: Закрепление правил поведения для маленьких артистов.
Практика: Совершенствование умений и навыков сценического этикета. Самостоятельное выполнение правил культуры исполнения танца.

IV. Методическое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение:
Таблица № 8

Базовая тема
Дидактический материал
Оборудование для занятий

1.
Вводное занятие
Кукла Би-ба-бо «Балеринка»
Танцевальный зал, зеркала

2.
Музыкально-ритмические движения
Дидактические карточки с изображениями животных
Маски животных

3.
Характер музыки
Набор дидактических картинок «Музыкальные инструменты»
Музыкальные инструменты

4.
Танец и его элементы
Видеокассета с танцами ансамбля "Березка"
Куклы, погремушки, платочки, бубны, веера, ленты, султанчики, маски животных, муз. инструменты

5.
Игры и упражнения с предметами
Дидактические карточки с изображениями танцующих детей
Куклы, погремушки, платочки, бубны, веера, ленты, султанчики, колокольчики

6.
Упражнения на коврике
Мягкие игрушки по теме «Домашние животные»
Коврики

7.
Постановка танцев
Костюмы героев для каждого танца по годам обучения
Платочки.

8.
Времена года
Набор дидактических картинок «Времена года»
Засушенные листья клена, 4 костюма «Времена года»

9.
Играем в театр
Кукольный театр
Столы, стулья по количеству детей.

10.
Танцы народов мира
Костюмы русские народные, восточные, грузинские, куклы народов мира
Русские народные платочки, прялка, восточные головные уборы

11.
Танец - игра
Дидактические карточки с изображениями танцующих детей
Куклы, погремушки, платочки, бубны, веера, ленты, султанчики

12.
Сценический этикет
Набор дидактических картинок «Правила поведения»
Сцена, актовый зал

Основные движения по теме «музыкально - ритмические движения» дети выполняют под музыку, повторяя слова.
Большая часть музыкального сопровождения занятий - живая музыка, которая вызывает у детей моторную реакцию, удобная для двигательных упражнений. С точки зрения доступности музыка для движения отвечает следующим требованиям: небольшая по объему (от 1,5 для младших до 3-4 минут для старших: умеренная по темпу (умеренно-быстрая или умеренно-медленная) для младших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) для старших; 2-х или 3-х частная (каждая часть музыки - контрастная по звучанию), с четкой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной по форме (вариации) для старших дошкольников. Музыкальный образ характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям (музыка изобразительного характера - «ветер качает листики»- для малышей и более сложная по художественному образу, настроению - для старших). Музыкальные произведения должны быть разнообразные по жанру (плясовые, колыбельные песни, маршевые) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные).
В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие жанры и стили музыкальных произведений: детские песни, народные произведения, классические произведения.


Список используемой литературы:
Алексеева И., Каплунова И., Новоскольцева И. «Карнавал игрушек»
Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.- М., 1983.
Барабаш А.Н. «Хореография для самых маленьких» СПб.: Белый ветер,2002 – 108с.
Барышникова Т.К. «Азбука хореографии» М.: Рольф, 1999-272с.
Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» (программа по ритмической пластике для детей дошкольного и мл. школьного возраста) - 2-е издание исправл. доп.- СПб.: ЛОИРО,2002.-220с.
Бриске Э. Ритмика и танец. Ч.1,2-Челябинск: ЧГИК,1993.
Ваганова А.Я. Основы классического танца.- Л.: Искусство,1980.
Вихрева И.А. «Экзерсис на полу»
Заикин Н.И. Заикина Н.Л. Русский народный танец» часть 1(хоровод) Орёл 2014 -95с.
Заикин Н.И. Заикина Н.Л. Русский народный танец» часть 2(пляска). Орёл 2014 -141с.
Захаров Р. Записки балетмейстера. М.,1976.
ОвчинниковаТ.С., Симкина А.А. Музыка, движение и воспитание. Издательство Каро, 2011-88с.
«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/ под редакцией Л.И. Плаксиной.-М.: Издательство «Экзамен», 2003.-256с.
Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду». – М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2006.-272с.: ил.
Хабарова Т. Развитие двигательных способностей старших дошкольников. Издательство: Детство-Пресс, 2010.
Холл, Д. Учимся танцевать. Веселые уроки танцев для дошколят: практическое пособие / Джим Холл. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 184с.
Шершнев В.Г. «От ритмики к танцам. Развитие художественных способностей детей 4-7 лет средствами ритмики и хореографии.» Изд-во : ООО « Один из лучших»,2008. -38с.
Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуск 1.Упражнения. Практическое пособие для музыкальных руководителей специализированных дошкольных образовательных учреждений. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. -48с.


Заголовок 415

Приложенные файлы


Добавить комментарий