ГБУ СОН РО «СРЦ Неклиновского района» Обобщение опыта работы Воспитателя Торба Светланы Алексеевны Тема опыта: «Изобразительная деятельность, как средство формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста»


ГБУ СОН РО «СРЦ Неклиновского района»
Обобщение опыта работы
Воспитателя Торба Светланы Алексеевны



Тема опыта:
«Изобразительная деятельность, как средство формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста»




С. Покровское
2018г.

I. Теоретическая интерпретация опыта.
Тема опыта:
«Изобразительная деятельность, как средство формирования творческого воображения у детей младшего школьного возраста».
1.2.Теоретическая база опыта.
Теоретической основой опыта считаю исследования известного психолога Л.С. Выготского, который исследовал психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей. Проблемами целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно – творческих способностей занимались педагоги под руководством Н.А. Ветлугиной (Т.Г. Казакова, В.А. Езикеева – в области рисунка). Авторами исследовалось детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей. Были изучены труды Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте», Н.А. Ветлугиной «Художественное творчество и ребенок», Т.С. Комаровой, М.Б. Зацепиной «Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. Книга для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования и учителей начальных классов», Т.С. Комаровой, О.Ю. Зыряновой, «Преемственность в формировании художественного творчества детей», Т.С. Комаровой «Детское художественное творчество». Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности. В своей работе опиралась на опыт педагогов Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий», Т.В. Калининой «Большой лес», «Башня, растущая в небо».
При выполнении работы использовались разные методы исследования:
- изучение теоретического материала по теме;
- обобщение приёмов и форм работы по выработке у обучающихся
практических умений и навыков;
- тестирование воспитанников.

1.3. Актуальность и перспективность опыта.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед учебными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей, в частности в рисовании. Традиционные методы обучения детей, которые используются на уроках рисования в начальной школе, вынуждают детей действовать в рамках образцов и схем. Они не пробуждают фантазию ребёнка, а наоборот, подавляют её. Используя нетрадиционные техники рисования можно развить творческое начало ребёнка, его одарённость и креативность.

1.4. Условия возникновения и становления опыта.
Выбор темы исследования, посвященного проблеме формирования у детей творческого воображения в изобразительной деятельности, возник не случайно. 16 лет работы в дошкольном учреждении и 2 года в дополнительном образовании показал, что дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования. Но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – "своих", искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности. Нетрадиционные способы рисования как раз и способствуют развитию творческого воображения детей. Работая в дополнительном образовании, я продолжила тему исследования, так как возраст моих воспитанников от 7 до 9 лет.

1.5. Сущность опыта.
У многих педагогов нет ясности, как развивать творческие способности ребёнка, развить в ребёнке такие качества, как уверенность, самостоятельность, воображение. Нетрадиционные способы рисования, способствуют развитию у детей интеллекта, учат нестандартно мыслить и активизируют творческую активность. Моя задача, как педагога, в том, чтобы организовать поиск способов и приёмов, с помощью которых ребёнок получит знания, умения, навыки в изобразительной деятельности, а главное разовьёт воображение, творческое мышление и творческую активность.
1.6. Основные компоненты опыта.
В своей работе я использую исследования известного психолога Л. С. Выготского, который развёрнуто, обосновал четыре положения, очень важные для психологии и педагогики.
В первом положении последовательно раскрывается значение воображения для осуществления человеком творческой деятельности, проявляющейся во всех сторонах его культурной жизни. «В этом смысле, – пишет Л.С. Выготский, – всё решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, – всё это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанном на этом воображении».
Второе положение нацелено на то, чтобы показать наличие творческого начала в каждодневной жизни всех людей: творчество является необходимым условием их существования. «И всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». Если так понимать творчество, то его можно обнаружить у человека уже в самом раннем детстве, хотя, конечно, высшие выражения творчества присущи, лишь определённой части людей.
Третье положение связано с характеристикой связей воображения (или фантазии) и действительности. Л.С. Выготский убедительно показывает, что любой, сколь угодно фантастический образ имеет в себе те или иные черты реальной действительности, опирается на опыт человека, отражает его эмоциональное настроение. Более того, значительная часть образов воображения находит своё предметное воплощение в машинах, орудиях и в произведениях духовной культуры людей.
В четвёртом положении подробно описывается психологический механизм творческого воображения. Этот механизм включает в себя выделение отдельных элементов предмета, их изменение (например, преувеличение, преуменьшение), соединение изменённых элементов в новые целостные образы, систематизацию этих образов и их «кристаллизацию» в предметном воплощении. Хорошо известные «муки творчества» как раз и связаны со стремлением образов воображения к воплощению. «Это и есть подлинная основа и движущее начало творчества», – пишет Л.С. Выготский.
1.7. Система работы.
Цель педагогического опыта – развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения нетрадиционных техник.
В ходе проведения исследовательской работы был:
- проведен анализ специальной и научной литературы по теме;
- разработаны пути развития творческого воображения у детей;
- разработан тематический план по нетрадиционным техникам
рисования;
- апробированы нетрадиционные техники на занятиях по рисованию с
детьми младшего школьного возраста.
В основу исследования легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию:
1. Принцип развивающего взаимодействия педагога и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.
2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.
3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности
Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
6. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
В своём исследовании также опиралась на принципы обучения детей изобразительной деятельности:
7. Принцип наглядности.
8. Принцип доступности материала.
9. Принцип построения программы от простого к сложному.
10. Принцип повторности материала.
Все вышеперечисленные принципы обучения и воспитания ведущих принципов обучения и воспитания стали стержневой основой педагогической технологии.

Рисование - один из любимых видов детской деятельности, как в дошкольном возрасте, так и в школьном. Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Поэтому на занятиях рисования использую разные нетрадиционные техники рисования и материалы.
Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»? Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д), которые можно использовать в рисовании. А когда выходим не экскурсию, обращаю внимание детей на окружающие предметы. Палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя, весь этот природный материал также используется в рисовании. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Чтобы выстроить работу с детьми по нетрадиционным техникам рисования, должна быть система проведения занятий, поэтому я разработала тематический план работы (Приложение №1). Знакомство с нетрадиционными техниками рисования проходит на занятиях в творческом объединении «Палитра». Творческое объединение посещают дети с 6 лет. 6-9 лет это самый подходящий возраст для освоения нетрадиционных техник. Хотя дети постарше тоже проявляют интерес к данному виду изобразительной деятельности. Работу по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками начала с организации художественно-эстетической среды, где занимаются дети. В кабинете размещены детские работы и работы педагога, есть полочка Красоты, на которой расположены предметы декоративно-прикладного творчества: расписные доски, дымковская игрушка, изделия из керамики и просто красивые предметы. При организации учебного места учитывала, чтобы детям были доступны разнообразные материалы и инструменты для работы. На доске творчества воспитанники вывешивают свои работы, выставки работ периодически меняются. Дети должны видеть результат своего творчества.
Свою работу строю так, чтобы не только познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, но и сформировать у детей технические навыки рисования, научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники. Для этого использую разнообразные методы. Информативно – рецептивный метод включает в себя следующие приёмы: рассматривание, наблюдение, экскурсия, образец педагога и показ. Рассматривание и наблюдения часто использую на экскурсиях (Приложение №2 «Экскурсия в осенний парк»), образец и показ непосредственно на уроке. Процесс показа более увлекателен для детей. Наблюдая, ребёнок видит удивительные превращения на листе бумаги, например как в технике «свеча + акварель». Он ещё называется методом волшебного рисунка. Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может брать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Вот как использую этот метод рисования на занятии: «Ребята, вы все умеете рисовать дерево? (Ответы детей.) А вы пробовали нарисовать дерево закрытыми глазами? (Ответы детей.) Рисовать дерево я буду восковой свечой, рисовать свечою по белому листу это всё равно, что с закрытыми глазами. (Показ сопровождается пояснением.) Посмотрите, дерева практически не видно. А теперь я возьму синюю акварельную краску и перекрою лист бумаги, дерево появилось, да необычное, словно в инее стоит!». Это первый этап знакомства с новой техникой. Затем задание усложняется, например, нарисовать морозный узор на стекле, или зимний лес. В рисовании используются и восковые мелки, от них эффект тот же, что и от свечи. Фон рисунка можно рисовать в разной цветовой гамме, от этого результат может быть совсем другим. В любом случае ребёнок пробует, экспериментирует, развивается.
Словесный метод включает в себя беседу, рассказ, художественное слово. Этот метод практически всегда использую на своих занятиях. Например, как на этом: «Ребята, сейчас я вам прочитаю отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о Золотом петушке».
«Петушок с высокой спицы
Чуть опасность, где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнётся, встрепенётся
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири-ку-ку,
Царствуй, лёжа на боку!
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели »
Какой смышленый петушок! Всё видит, всё примечает и предупреждает об опасности. Давайте мы сами изобразим такого сказочного петушка. Представьте, что кисть руки – это петушок. Большой палец – голова на шее, ладонь – туловище, пальцы – хвост. А теперь опускаю ладонь в краску, и отпечатываю его на бумаге. Что получилось? (Ответы детей.) дорисовываю клюв, гребень, лапы».
Художественное слово - сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить воспитанникам свои чувства, прежде чем взять изобразительные материалы в руки. Поэтому при подготовке к уроку, очень тщательно подбираю отрывки из художественных произведений, стихотворения, загадки, пословицы.
Репродуктивный метод направлен на закрепление знаний и навыков детей. Он включает в себя: прием повтора, работу на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой. Приём повтора и работу на черновиках используются в таких техниках, как «кляксография», «монотипия», «печать листьями». Чтобы получилось красивое изображение, детям приходится несколько раз повторять одно и то же. Приведу пример использования этих техник. Техника кляксография заключается в том, что ребёнок зачёрпывает краску пластиковой ложкой и выливает на бумагу. Бумагу можно повернуть, наклонить, подуть на кляксу в трубочку из-под коктейля, чтобы получилось изображение. В монотипии дети складывают лист бумаги вдвое, на одной половинке рисуют половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). Затем лист разворачивается – получается зеркальное изображение. Второй вариант: на одну половинку листа ребёнок наносит несколько капель краски, накрывает второй половинкой и растирает лист рукой. Угадывает в полученном изображении предмет, дорисовывает его. Техника «печать листьями» заключается в следующем: ребёнок покрывает листок дерева краской, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге, прижимает, получается отпечаток. Можно наносить на листок две краски, при смешивании красок получаются разноцветные отпечатки. Печатать можно не только листьями, но и другими природными формами: веточкой, колоском, и даже еловой шишкой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности, в каком - либо моменте работы на занятии. Например, на занятии, посвящённому знакомству с обитателями коралловых рифов, предложила нарисовать рыб в уже знакомой технике «восковой мелок + акварель». По ходу даю понятие о композиции рисунка, объясняю, что не все предметы должны быть одинаковы по величине: «Можно нарисовать одну-две большие фигуры в сочетании с мелкими. Для рисования моря возьмите три краски: синюю, зелёную, голубую, смешивая их на бумаге, вы получите кусочек моря». На таких занятиях дети не только закрепляют полученные знания и навыки, но самостоятельно создают выразительный образ с помощью цвета, композиции, техники и изобразительных материалов.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Например, на «Занятии-путешествии в заколдованную страну» предложила детям самостоятельно выполнить всю работу. В роли Алисы пригласила детей в Страну чудес. Попав туда, дети увидели улицу с изображением геометрических фигур. С удивлением обратилась к детям: «Что случилось с этой улицей? Ведь совсем недавно здесь был красивый город, по нему ходили жители, в нём были животные и птицы! Наверное, злой волшебник пошёл на новую хитрость и заколдовал дома, жителей, животных этой сказочной страны. А заколдовал он их в геометрические фигуры. Я очень надеюсь на вас, ребята. Думаю, что вы не растеряетесь и расколдуете этот город. Чтобы расколдовать фигуры, вы должны подумать, на что они похожи, и какими изобразительными средствами их нужно дорисовать».
Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятий рисованием. Продумывая занятие, я подбираю тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если они хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала.
Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно, от урока к уроку. Начинаем работу в этом направлении с таких несложных техник, как печать природными формами, ладонью, поролоном, пальчиковая роспись (Приложение №3 описание техник) и т.п., но далее эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п. В дальнейшем, освоив несколько техник, дети совмещают их в одной творческой работе. (Приложение №4 занятие «Осенний букет»). Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника.
Часто на своих занятиях стараюсь настроить детей эмоционально. Для этого я использую на занятиях музыкальные произведения. Музыкальные образы и музыкальный язык соответствует возрасту детей. На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: успокаивает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка также сопровождает процесс изобразительного творчества на занятии. Во время занятий использую слайдовые презентации, с помощью которых знакомлю детей с творчеством художников, направлениями декоративно-прикладного искусства, с разными художественными жанрами и т.д.
Игровые приёмы помогают в работе с детьми. Ведь игра это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры нравственные и эстетические.
На уроках использую такие игры как:
художественно-развивающие «Облака», «Тени», «Лесной подарок» и др.;
графические «Рисование по точкам», «Нарисуй симметричный предмет» и др.;
творческие (Приложение № 5).
Работа с детьми в нетрадиционных техниках предусматривает чередование уроков индивидуальных и коллективных. Чаще всего коллективная работа – это подведение итога, какой-нибудь большой темы и возможность более полного и многогранного её раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Например, используя способ монотипии, дети рисуют бабочек, цветы. После высыхания краски, вырезают и наклеивают на общую композицию: «Бабочки и цветы». Или другой вариант: детям даётся задание разукрасить хвост павлина. Каждый раскрашивает перо в определённой цветовой гамме, затем собирают хвост воедино, чередуя по цвету и размеру. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением относиться к работе товарища, а общий положительный результат создаёт стимул для дальнейшего творчества и уверенности в своих силах. В своей практике так же провожу итоговые занятия, посвящённые одной теме, на которых дети закрепляют технические навыки работы с разными изобразительными материалами в нетрадиционной технике. (Приложение № 6 занятие «Зимний пейзаж»).


1.8. Результативность работы.

Сравнивая результаты изобразительной деятельности детей в начале года и в конце (Приложение №7), можно заметить разницу в уровне овладения детьми изобразительной деятельности. По результатам видно, что в начале года у детей преобладает низкий и средний уровень, высокий уровень почти у единиц детей, и то не по всем показателям. В конце года средний и высокий уровни заметно повысились. Уровень знаний, умений и навыков на начало и конец года отображён в (Диаграмме№1). На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, приобрели опыт эстетического восприятия. У детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника.
- Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощенными, инициативными, научились более свободно выражать свои мысли.
- У детей развилось чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности.
- Дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения.
- Воспитанники научились терминам и понятиям, научились понимать их смысл.
- Дети научились создавать новое, оригинальное, проявлять творчество, фантазию.
По итогам проведённой работы видно, что обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.
В результате проделанной работы сделала вывод, что залогом успешного развития творческого воображения детей являются:
1.Систематическая работа с использованием нетрадиционных техник на занятиях по рисованию.
2.Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться через изобразительную деятельность.
3. Общение и взаимодействие с ребёнком.
4.Творческий рост педагога, воспитание собственной креативности.





Библиографический список
Выготский. Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» /Л.С. Выготский. - Москва: «Просвещение», 1991. – 168 с.
Ветлугина Н.А. Художественный образ и детское творчество // Художественное творчество и ребенок: Монография / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1972. - С.22-36.
Казакова. Р.Г. Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» / Под ред. Р.Г. Казаковой. – Москва: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
Калинина Т.В. «Первые успехи в рисовании. Большой лес» - СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. – 64 с.
Калинина Т.В. «Первые успехи в рисовании. Башня, растущая в небо» - СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. – 64 с.
Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – Москва: Мозаика-Синтез, 2005. – 4 с.
Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет». Книга для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования и учителей начальных классов. М., 2001.
Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. «Преемственность в формировании художественного творчества детей» / Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова. – Москва: педагогическое общество России, 2002.-240 с.













13PAGE \* MERGEFORMAT14215



13PAGE \* MERGEFORMAT14215




Приложенные файлы


Добавить комментарий