Методическая разработка по теме: Основы театральной педагогики


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств№12»
городского округа Самара
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ»
Автор-разработчик: Галкина Виолетта Викторовна
Детский театр — это особенный мир, его не следует воспринимать как упрощенную модель взрослого театра. Цели взрослого и детского театров различны. Если суть взрослого театра — это искусство, то детского — образование и развитие ребенка; если цель взрослого театра — это качественная постановка, то детского — качественный процесс подготовки постановки; если во взрослом театре продуктом деятельности является сам спектакль, то в детском — участник спектакля. Принципы сотрудничества максимально пронизывают деятельность детского театрального коллектива, иначе есть риск получить серию очередных классно-урочных занятий, где в основу заложена репродукция.
Общие черты театральной и педагогической деятельности:
1) вектором интереса театра и педагогики всегда были человеческие отношения, взаимодействие человека и мира;
2) профессия учителя имеет много общего с профессиями актера и режиссера — публичность является спецификой педагогической и актерской профессиональной ситуации;
3) и в театральной, и педагогической деятельности активно используется игра.
Детский театр как игровая технология
Театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов воздействия на детей, которые любят играть. Играя, мы общаемся с детьми «на их территории». Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка, который усваивает богатство родного языка, элементы невербального общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляции голоса). Используя выразительные средства, соответствующие характеру героев театрализованной игры и их поступков, ребенок старается говорить четко, чтобы его поняли все зрители.
Формирование социальной практико-ориентированной среды на базе детского театра предполагает участие юных актеров не только в деятельности театральной студии, но и в других делах школы, каждое из которых, в том числе и готовящийся спектакль, имеет адресата, что формирует гражданское сознание, развивая социальные навыки ребят.
В работе детского театра реализуются принципы театральной педагогики HYPERLINK "http://studme.org/44232/literatura/osnovy_teatralnoy_pedagogiki" \l "gads_btm" [1].
Принцип импровизационность. Ребенок должен быть готов к импровизации в заданиях, просчетам и победам как своим, так и других учеников.
Принцип дефицита информации. Необходимо дать ребенку возможность уточнить у взрослого или сверстников непонятный вопрос, легализовать взаимопомощь. Это полезнее, чем многократные разъяснения педагога.
Принцип приоритета ученической самодеятельности. Даже если задание выполняется неверно, оно открывает новые возможности его применения, новую модификацию. Здесь необходима сама активность детей, возможность тренинга в поисках решения проблемы и самостоятельности в преодолении препятствий.
Принцип приоритета ученика. Педагог должен видеть реакцию детей на его задания как реальную «обратную связь».
Принцип дела, а не амбиций. "Сегодня ты играешь Буратино, а завтра ты — участник массовки". Один из центральных приемов — это работа над заданием малыми группами. В ситуации постоянной смены ролевых функций эффективно работают, постоянно оттачиваются все приемы и умения создать общий лад в совместной работе. Нарабатывается смена ролевых функций, так как группы по составу постоянно меняются. Возникает объективная необходимость включения в работу каждого участника группы.
Принцип оценки деятельности. Отрабатывается такт в умении "судить" работу другой группы но делу, а не по личным симпатиям и претензиям. Для этого педагогу необходимо установить деловые, конкретные критерии оценок выполнения заданий.
Принцип проблематизации. Учитель формулирует задание как некое противоречие, что приводит учеников к переживанию состояния интеллектуального тупика и погружает в проблемную ситуацию, которая есть психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативной доминанты познавательной потребности. Например, невозможность выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний и умений приводит к необходимости в вооружении новыми знаниями.
Формирование культуры речевого общения в театральной деятельности
Театральная деятельность детей имеет большое значение для выработки у них навыков правильной, отчетливой и выразительной речи. Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. В литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора, используя выразительные средства родного языка, соответствующие характеру героев и их поступкам, доносить смысл до слушателей.
Направления работы по совершенствованию культуры речи детей в условиях детского театра многообразны[1].
Необходимость проведения дыхательной и речевой гимнастики объясняется тем, что для многих детей младшего школьного возраста характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, "проглатывание" начала и конца слов. Работая над общим раскрепощением ребенка, педагог заботится о развитии речевого дыхания, освобождении мышц речевого аппарата, которые формируют четкую дикцию. Эти занятия направлены прежде всего на осознание детьми того факта, что речь на сцене должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в обычной жизни. Детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, без напряжения и толчков, выдох (например, упражнение "Мыльные пузыри"). В артикуляционной гимнастике используются упражнения по типу "стона" ("Больной зуб"). Работа над дикцией весьма успешно осуществляется на скороговорках, которые помогают детям отчетливо проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки — это веселая словесная игра, которую можно предлагать детям в различных вариантах. Например, можно разучивать скороговорки коллективно, начиная медленно, четко, активно произносить каждый слог, словно отбивая "мячик" от иола. Полезно проговаривать скороговорки громким шепотом, так чтобы они могли быть услышаны на расстоянии. Активизирует речевой аппарат и произнесение скороговорок беззвучно, энергично шевеля губами (как глухонемые). Постепенно темп произнесения убыстряется.
Весьма эффективно выполнение упражнений, направленных на социально-эмоциональное развитие детей. В этом контексте эффективно проведение сюжетно-ролевых и народных игр ("Аленушка и Иванушка", "Гуси", "А мы просо сеяли" и др.).
Важна литературно-художественная практика, направленная на развитие связной речи детей при чтении стихотворений. Юные артисты учатся передавать мысли автора при помощи интонации, невербальных средств общения. Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Но стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной, связной речи. Образные, интересные детям, они находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно полезно использовать диалогические стихи, которые нравятся учащимся. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером.
В основе пальчикового игротренинга лежат народные игры с использованием произведений устного народного творчества (потешек, приговорок и др.), исполнение которых предполагает точные, ритмичные движения пальцев рук. Такие игры одинаково полезны и для совершенствования звуковой культуры речи, и для развития мелкой моторики рук.
Эффективна постановка спектаклей в технологии "настольный театр" с использованием объемных и плоскостных фигурок. Это кукольный театр, стендовые театрализованные игры, теневой театр (на фланелеграфе, экране). Дети действуют как режиссеры: решают, как именно надо разыгрывать литературное произведение, какие игрушки использовать для изображения героев и др. Работа с куклой-героем позволяет совершенствовать мелкую моторику рук и координацию движений, нести ответственность за управление куклой, проявлять тс эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе выказывать. Эта работа позволяет также развивать коммуникативные навыки и культуру.
Драматизация, сюжетные этюды по прочитанным сказкам, рассказам, стихам весьма значимы, так как предполагают реализацию метода импровизации. Все учащиеся могут попробовать себя в постановке небольших сценок, что позволяет не только формировать устную диалогическую, эмоционально насыщенную речь, но и лучше усваивать содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Драматизация как форма театральной деятельности может быть успешно использована в поликультурной начальной школе. Существуют адаптированные сказки, не перегруженные незнакомыми словами и понятиями, имеющие небольшой объем, стихотворный слог, с внесенными дополнительными элементами, облегчающими восприятие (конкретные звуки, которые издают герои; рассказ о цвете, форме и величине, стимулирующий образное восприятие и т.д.). Все это делает сказку доступной облегченному усвоению и воспроизведению ребенком, плохо владеющим русским языком.
Создание детских авторских сказок. Дети сами сочиняют, набирают тексты сказок на компьютере. Данная работа помогает создать образовательную общность детей и взрослых, пробуждает интерес друг к другу, раскрепощает участников, помогает родителям лучше понять своего ребенка, повышает уровень коммуникативной культуры участников процесса.
Примерная структура занятия театрального кружка 
Музыкально-ритмическая разминка включает в себя ритмические, музыкально практические игры и упражнения. Они развивают двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость), пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции и др.), воображение (способность к импровизации). Обязательны упражнения на напряжение и расслабление мышц, имитацию движений, пластические и мимические этюды (например, "Кошка умывается"). Дыхательная и речевая гимнастика помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное отчетливое произношение (дыхание, артикуляция). В литературно-художественной практике дети при чтении стихов учатся передавать мысли автора при помощи интонации. Развивается воображение, обогащается словарный запас, активизируются речевые умения, речь становится образнее. Проводятся хороводные игры, подвижные игры с героями. Театрализованная деятельность многообразна: драматизация, обыгрывание эпизодов, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихотворениям, инсценировка сказок, потешек.
Рассмотрим этапы работы с детьми младшего школьного возраста в театральном кружке HYPERLINK "http://studme.org/44235/literatura/primernaya_struktura_zanyatiya_teatralnogo_kruzhka_teatr_gde_igrayut_deti" \l "gads_btm" [2].
Подготовительный этап охватывает возраст 6—7 лет, когда основное содержание работы — движение и импровизация: подвижные игры, в которые вкладывается минимальный сюжет ("Кот и мыши", "Гуси-лебеди"), ритмические игры под музыку с простейшим сюжетом, где движение организуется и упорядочивается музыкальным ритмом, игры, имитирующие движения окружающих (например, один из детей должен отгадать то, что делают другие: несут тяжесть, забивают гвоздь, разжигают костер и т.п.). Все это помогает создать отдельные маленькие картинки из обыденной жизни. Импровизации на эти темы воспринимаются обычно с огромным интересом и увлечением. На этом этапе развивается речь, наблюдательность, делаются первые попытки по координации движений и слов нескольких персонажей. Также необходимо добиваться выполнения простейших видов коллективного движения: один за другим, цепью, кругами, змейкой, собирание в определенную фигуру.
Действующие лица на этом этапе трактуются схематично, поэтому необходимо осторожно подходить к подбору игровых фигур. Материал лучше искать среди образов, дающих яркие черты внешнего облика и характерного движения. Подходят для этого сказки животного эпоса, сказки, где действующими лицами являются предметы окружающего быта и т.п. Такие произведения удобны, так как дают характерные для каждого действующего лица черты его внешнего облика. Медведь переваливается, заяц трусит и т.д. Эти сказки включают большое количество движений ("Репка", "Колобок", "Теремок" и т.п.). Определенная сценическая площадка на данном этапе не нужна.
На начальном этапе (возраст детей — 8—9 лет) движение отходит на второй план, у младших школьников появляется устойчивый интерес к сюжету, который приобретает главенствующее значение, подчиняя себе движение. На этом этапе существуют два основных направления работы, которые проводятся параллельно. Во-первых, это чтение и рассказывание детям произведений, легко укладывающихся в драматическую форму. Проводится беседа: "Кто действующие лица? Есть ли главные герои? Какие рисунки можно сделать к рассказу?" Предусмотрено деление произведения на отдельные действия: "Какое место рассказа самое важное? (Выявляется кульминация.) Почему все случилось? (Определяется завязка.) Что из этого вышло? (Обнаруживается развязка.)". Таким способом можно из повествовательного произведения сделать импровизационную сюжетную драматическую игру.
Другим методом работы на данном этапе будет игра "на темы". Отправным пунктом для игр подобного рода может быть событие (например, пожар, спасение), указание действующих лиц (бабушка, дедушка). Заметим, что психологические темы (восхищение) наиболее сложны для этого возраста.
Схематические фигуры, в изобилии наделенные внешними признаками, постепенно исчезают. Теперь дети создают образы, не лишенные душевных качеств. В работе целесообразно давать ребятам возможность создать отрицательные фигуры, что легче, затем приступить к положительным образам. И те и другие образы обрисовываются детьми без полутонов и оттенков это вне их возможностей. Как специальную работу в этом направлении можно предложить игру, которая способствует умению подметить, отобразить характерные для данного образа черты. Один из детей выходит из комнаты, другие разбирают между собой роли (трус, храбрец, врунишка и т.п.). Ребенок возвращается, задает вопросы — по ответам и движениям нужно отгадать, кто кого изображает.
Вопрос костюма, сценической площадки на этом этапе становится немаловажным. Нужно дать детям возможность в костюме и бутафории определить остроту своих наблюдений, развить впечатлительность и память. Важно следить, чтобы костюм действительно подходил к данной роли. Это период яркого натурализма. Символизм в разрешении подобного вопроса на этом этапе неуместен. Материал, который рекомендуется на данном этапе, — это приключенческие и героические рассказы, народные сказки. В них близка детям полюсная трактовка действующих лиц (дурак и умник, злая и добрая), динамичность сюжета, масса приключений. Младшие школьники этого возраста стремятся играть готовые пьесы. Для творчества им не хватает собственных наблюдений. Они используют готовую фабулу, перерабатывают се сообразно своему предшествующему опыту. Заучиваются наизусть стихи. Нельзя импровизировать на тему произведений классиков.
На основном этапе (10 лет) игра изжита, начинает расти собственно театральное действо. В младшем подростковом возрасте у учащихся возникает потребность в драматическом опыте; движения теперь стесняют ребенка, он предпочитает выступать с декламацией. Целесообразно давать групповую, коллективную декламацию, что, несомненно, поможет собраться рассеянным в этот период ребятам. Наилучший способ работы — разделение произведения на отдельные по смыслу части. Одни и те же строки иногда могут повторяться группами поочередно, но с различной интонацией (например, сочувственно и злорадно). Вопрос об интонации интересует учащихся, поскольку именно интонация является единственной возможностью для подростка быть в это время выразительным. Можно рекомендовать упражнения в читке драматических произведений разных литературных жанров по ролям. Кроме работы над словом, следует продолжать совершенствовать движения: поработать над несложными маршами, групповыми перемещениями, в которых разрабатывается рисунок движения как таковой, не построенный пока на содержании. Благодатную почву для этих упражнений дают народные игры.
Своевременными для этого периода могут быть упражнения с несуществующими (воображаемыми) предметами. Продолжается работа над композиционными вопросами. Подходящим материалом являются инсценировки самими детьми каких-нибудь отрывков из литературных произведений. Необходимо подбирать произведения с интересно развертывающейся фабулой. Вначале достаточно, если в этих произведениях ярко очерчен один герой, в дальнейшем необходимо, чтобы появился элемент-противоборства. Способность к импровизации в этот период значительно угасает. Только у детей, не прекращавших все время импровизационной работы, эта способность еще может поддерживаться. Учащимся надо предоставить свободу создавать текст не импровизационным путем, а посредством его записи. Подростки могут не только работать над переделкой рассказов, но и создавать пьесы со своей фабулой.
Работая над созданием собственного сценария, дети знакомятся с тем, что такое грамотный сценарий. Они начинают разбираться в композиции пьесы, поэтому начать разбор пьес уместно с драматургической точки зрения. Можно предложить пересказать содержание, чтобы выявить главное, существенное, затем начать разбор драматургически правильно построенного произведения. Дети знакомятся с тем, что такое экспозиция и завязка; как идет нарастание сюжета, чтобы зрителю все время было интересно; как разрешается поставленная автором задача — развязка.
На данном этапе эффективны следующие упражнения.
1. Композиционные импровизационные задачи (например, "Клад").
2. Упражнения в разыгрывании пословиц.
3. Придумывание сюжета на использование предмета. Педагог дает предмет, а ученики должны придумать, что с ним можно сделать. Например, что можно сделать с линейкой? Ее можно сломать, по ней можно проводить линии и т.д.
4. Упражнение на логическое обоснование движения. Дастся задание, например перевернуть стул. Надо придумать, кто, зачем это сделал. Ответ должен быть не рассказан, а показан, разыгран в форме коротенькой импровизации.
5. Упражнения на психологическое обоснование движения. Например, промочил ноги беззаботный ученик и мнительный человек.
6. Разыгрывание небольших сцепок, которые должны закончиться определенными словами, например: неужели, вот тебе и на, наконец-то.
Основные условия хорошей игры юного актера
Необходимо обеспечить полное понимание детьми исполняемой ими роли, перевоплощение в эту роль. Важно наличие опыта, запаса наблюдений, при этом подготовка к той или иной роли вызывает необходимость более тщательного наблюдения и таким образом ведет к развитию наблюдательности. Третье условие — самонаблюдение и самокритика: актеру недостаточно проникнуться теми или иными чувствами, ему надо заразить этими чувствами и других, подметить, что для этого нужно и чего у него не хватает. Это одно из самых ценных качеств, развивающихся во время сценической деятельности: искусство увлечься самому, увлечься глубоко, как могут увлекаться только дети, и в то же время следить за собой, чтобы не потерять способности к самокритике. Научиться этому искусству нельзя, оно приобретается само собой после некоторого опыта, который появляется довольно скоро и самым естественным образом при выступлении в разных ролях. Правильному развитию самонаблюдения способствуют суждения товарищей и педагога; вредят же неумеренные похвалы взрослых и одностороннее упражнение в одном и том же амплуа. Наоборот, необходимо перепробовать самые разнообразные роли, чтобы, с одной стороны, развивать в себе известную гибкость, умение приспосабливаться, а с другой — узнать действительный размер своего таланта.

Приложенные файлы

  • docx 38279
    Размер файла: 31 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий