Презентация по литературе Жизнь и творчество А. Блока


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Жизнь и творчество Александра Блока. Урок литературы в 11 классе. Лекция учителя Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ№2 пгт Серышево Амурской области Беднякова Наталия Геннадьевна Начало ХХ века – одна из сложнейших и славных страниц истории России и русской культуры. Это эпоха трагических событий в жизни страны: гибели Цусимы, Кровавого воскресенья – 9 января 1905 года, разгрома первой русской революции и наступившей затем реакции. И в то же время это эпоха великого исторического рубежа, грандиозных общественных переворотов. Это мятежное, бурное время не могло не отразиться в русском искусстве, всегда необыкновенно чутком к общественной атмосфере страны. Она дала России гениальных художников, музыкантов, писателей-бунтарей. И среди величайших имён этой богатой талантами эпохи мы с гордостью, преклонением, с какой-то особенной, личной любовью называем имя Александра Блока. О, я хочу безумно жить: Всё сущее – увековечить,Безличное – вочеловечить,Несбывшееся – воплотить!Пусть дышит жизни сон тяжёлый,Пусть задыхаюсь в этом сне, - Быть может, юноша весёлыйВ грядущем скажет обо мне:Простим угрюмство – разве этоСокрытый двигатель его?Он весь – дитя добра и света,Он весь – свободы торжество! 1914 г. 16 ноября 1880 года в Петербурге в семье ректора университета Андрея Николаевича Бекетова у его двадцатилетней дочери Александры Андреевны Блок родился сын. Мальчика назвали гордым именем героев и поэтов: Александр. Это была стародворянская семья высокой духовной культуры, благородная, гостеприимная и непрактичная. Глава её, старый Бекетов, - видный учёный-ботаник. Его жена Елизавета Григорьевна – писательница, известная в своё время переводчица. Занимались переводами и их дочери, в том числе и Александра, мать будущего поэта. В старом «ректорском доме» на Васильевском острове было многолюдно и весело. К дочерям профессора собиралась молодёжь, студенты, спорили, ораторствовали, танцевали. В конце 1870-х годов у Бекетовых появился новый гость – двадцатишестилетний юрист Александр Львович Блок, блестяще талантливый, одарённый острым, скептическим умом, великолепный музыкант. Он был красив и своим гордым, сумрачным, тонким лицом напоминал Байрона. Александр Львович произвёл большое впечатление на восемнадцатилетнюю Алю Бекетову. Вскоре он посватался к ней. Обвенчавшись, молодые уехали в Варшаву, где Блок А.Л. Получил кафедру в университете. Но Блок оказался неуравновешенным, деспотичным, болезненно скупым человеком; на него находили приступы безумной ревности и бешеного раздражения. Этими жестокими вспышками он истязал хрупкую, нервную Александру Андреевну настолько, что она решилась расстаться с ним. Когда она вернулась в Петербург к родителям, те не узнали её: из хорошенькой хохотушки она превратилась в измученную, молчаливую женщину. Вопреки воле мужа она осталась с родными. Здесь, в «ректорском доме», вскоре и родился её единственный сын. Маленького Сашу обожали все члены этой большой дружной семьи: дед, бабушка, прабабушка, тёти, прислуга. Когда его называли царевичем и принцем, имели в виду не только его локоны и изысканно-тонкое лицо. Было во всём существе этого трудного, нервного мальчика какое-то врождённое благородство, прямота, простодушие. Лгать, хитрить, жаловаться он не умел; он был слишком гордым ребёнком, чтобы унижаться до лжи. Всех покоряли его доброта, щедрость, нежность. На всё лето Бекетовы уезжали в своё маленькое подмосковное имение Шахматово. Этот клочок земли Блок всю жизнь любил нежно и пристрастно. В черновиках поэмы «Возмездие» ему посвящено много строк: Огромный тополь серебристыйСклонял над тополем шатёр,Стеной шиповника душистойВстречал въезжающего двор… Лет с шести у Саши появился интерес к поэзии. Особенно полюбил он стихи Жуковского и Полонского.В 1890 году поступил в гимназию, когда ему ещё не исполнилось десяти лет. Огромная толпа шумных мальчишек поразила его в первый же день. Особенно сильна была близость между Блоком и его матерью. С младенчества Саша относился к своей «капельке», «крошечке», «маме-мамисельке» с трогательной ласковостью. Но и позднее, когда он превратился в подростка, в юношу, привязанность его к матери не только не уменьшилась, но стала глубже, сознательнее. Шли годы. Блок взрослел. Около четырнадцати лет он начал выпускать рукописный журнал «Вестник». Здесь Саша помещал переводы из античных и европейских классиков и самостоятельные приключенческие романы с продолжением, очерки с описаниями природы, баллады, стихи и даже популярные научные статьи. Летом 1897 года в жизни 16-летнего мальчика произошло серьёзное событие: на немецком курорте Бад-Наугейм он познакомился с красивой, уже не очень молодой женщиной Ксенией Михайловной Садовской. Влюблённость гимназиста заметили все. Но это юношеское чувство было гораздо сильнее и одухотворённее, чем думали окружающие. Оно оставило глубокий след в душе и в поэзии Блока.Жизнь давно сожжена и рассказана,Только первая снится любовь,Как бесценный ларец перевязанаНакрест лентою алой, как кровь. 30 мая 1898 года Блок окончил гимназию. А 31 августа он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Скоро он понял, что юриспруденция ему совершенно чужда, и перешёл на филологический факультет, который закончил в 1906 году. Одним из самых страстных увлечений юноши был театр.Летом 1898 года участвует в любительских спектаклях в имении Боблово. Эта усадьба, принадлежавшая Д.И.Менделееву, другу и университетскому коллеге А.Н.Бекетова, находилась в нескольких верстах от Шахматова. Александр Блок Здесь увидел 16-летнюю дочь Менделеева Любу и полюбил на всю жизнь.В Боблове было много народу, там тоже увлекались театром, тоже мечтали поставить спектакль.Блок сразу же предложил взяться за «Гамлета». Он играл самого вечно печального принца, а Люба Менделеева – Офелию. Играли в сенном сарае. Перед спектаклем очень волновались. И через многие, многие мятежные годы, несмотря на все свои увлечения другими женщинами, уставший, трагически измученный жизнью Блок в минуты тоски и одиночества вновь и вновь будет звать на помощь свою Единственную, свою Милую, свою Офелию. Я – Гамлет. Холодеет кровь, Когда плетёт коварство сети, И в сердце – первая любовь Жива – к единственной на свете. Тебя, Офелию мою, Увёл далёко жизни холод, И гибну, принц, в родном краю, Клинком отравленным заколот. 1914 г. С лета 1898 года начинается тот стихотворный поток, который даёт начало циклу «Стихов о Прекрасной Даме» - этому лирическому взлёту молодого Блока, океану любовных гимнов, обращённых к Л.Д.Менделеевой Роман Александра с Любовью Дмитриевной Менделеевой развивался напряжённо и нервно. Блок то терзался ревностью, мучился от суровой холодности благовоспитанной Любы, то переходил к экзальтированному поклонению идеалу, воплотившемуся для него в этой золотоволосой, румяной, спокойной и радостной девушке. Наконец 7 ноября 1902 года после студенческого бала в Дворянском собрании они объяснились.17 августа 1903 года в селе Тараканове, в старинной белой церкви над рекой была сыграна свадьба – старозаветная, помещичья, торжественная, с патриархальными поздравлениями старой няни и окрестных крестьян, с букетами и разукрашенными тройками. Так было в жизни. А рядом с жизнью шли стихи, одно за другим, день за днём. Создавалась книга стихов о великой любви, о Прекрасной Даме.Они были сложны, туманны, высокомерно закрыты для непосвящённых. Но сквозь всю их туманность и усложнённую символику просвечивали конкретные события. Всматриваясь в жизнь, Блок ищет её скрытый смысл, её душу, её второй план – духовный, мистический.Блок становится горячим сторонником нового направления – символизма. Блок находится под влиянием идеалистического учения Владимира Соловьёва, который признаёт двойственную природу всего сущего: внешний, видимый мир, согласно этой философии, - только бледное отражение того высшего, духовного мира, который открывается лишь немногим, лишь посвящённым. Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами?Молодой Блок воспринимает от Соловьёва и надежду на скорое избавление мира от зла, от греха. Избавительницу он видит в Мудрой Мировой Душе – Вечной Женственности. В воображении Блока возвышенные функции Вечной Женственности, Спасительницы мира воплощаются в его вполне реальной невесте – Любе Менделеевой. Она для него – не просто любимая. Она – светлая, Вечная, Царевна, Хранительница-Дева, Несравненная Дама. И любовь к ней – не просто земное, пусть и огромное чувство, но озарение, приобщение к высшему смыслу мира. Ныне, полный блаженства, Перед божьим чертогом Жду прекрасного ангела С благовестным мечом. В это время к Блоку пришла известность. О его стихах узнал тоже начинающий поэт Андрей Белый (Б.Н.Бугаев) – глава молодых московских мистиков, увлечённых философией Вл. Соловьёва. Он знакомится с крупнейшим поэтом-символистом В. Брюсовым, Д.С.Мережковским и З.Н.Гиппиус. Весной 1903 года происходит литературный дебют Блока: Несколько его стихотворений были напечатаны в религиозно-философском журнале «Новый путь», в «Литературно-художественном сборнике» студентов Петербургского университета и в альманахе «Северные цветы». А в октябре 1904 года в московском издательстве «Гриф» выходит первая книга Блока – «Стихи о Прекрасной Даме» (помечена 1905 годом). А между тем в стихах Блока всё явственнее начинала звучать тревога, неуверенность, какое-то очень неясное стремление вырваться, разорвать путы светлой мечты, прекрасной, но уводящей от действительности. В жизни России надвигались грозные события… Раскинулась необозримо Уже кровавая заря, Грозя Артуром и Цусимой, Грозя Девятым января… («Возмездие») В лирике Блока возникают ноты щемящей жалости к униженным и оскорблённым – того святого чувства, которое сделало русскую литературу самой человечной, самой совестливой литературой в мире. Ещё прекрасно серое небо, Ещё безнадёжна серая даль, Ещё несчастных, просящих хлеба, Никому не жаль, никому не жаль! В 1903 – 1906 гг создаётся цикл «Распутья», в котором поэт идёт от возвышенной мечты о нездешних мирах – к жизни, к её скорбям и заботам. Но Блок увидел не только страдания народа. Он увидел и его простую, красивую и весёлую силу, с тоской и надеждой потянулся к ней: Барка жизни встала На большой мели. Громкий крик рабочих Слышен издали. Песни и тревога На пустой реке Всходит кто-то сильный В сером армяке. Руль дощатый сдвинул, Парус распустил И багор закинул, Грудью надавил Трагический день 9 января 1905 года – Кровавое воскресенье – Блок пережил со смятением, ужасом и гневом.Ненависть к тупой, бездарной и жестокой власти, «восторг мятежа» росли в душе поэта. Революцию 1905 года он принял восторженно. Целыми днями он бродил по городу, жадно всматривался в окружающее. Современники вспоминали, что он нёс красное знамя в одной из рабочих демонстраций. Вскоре произошло знакомство Блока с Горьким. «Сегодня из всего многолюдного собрания мне понравился только Максим Горький, простой, кроткий, честный и грустный…» - написал он Белому 3 января 1906 года. «Нечаянная радость» - так назвал Блок свой второй сборник, вышедший в конце 1906 года. Здесь – всё очарование, вся неуловимая прелесть родной болотистой, бедной, мокрой, весенней зари, зелёный свет ночных светляков… И ещё вошёл в стихи Блока город, Петербург, - тревожный, таинственный, любимый и ненавидимый, прекрасный и страшный, поэтичный и низменный. Открыл окно. Какая хмурая Столица в октябре! Забитая лошадка бурая Гуляет во дворе… Жилось легко, жилось и молодо – Прошла моя пора. Вон – мальчик, посинев от холода, Дрожит среди двора… В 1906 году Блок создал лирическую драму «Балаганчик». Основное настроение пьесы – не язвительная насмешка, а щемящее слияние горькой иронии над самим собой и печали. Одинокий смешной мечтатель Пьеро, безнадёжно влюблённый в Коломбину, оплакивает ускользнувшую от него подругу, ту, которую он считал такой прекрасной и светлой и которая оказалась просто «картонной подругой», куклой. Ирония «Балаганчика» была трагична. Она отражала реальное крушение жизненной и поэтической позиции Блока – крушение мистической веры в идеал Прекрасной Дамы. Великое открытие Блока в эти годы – Россия. Скоро Родина станет одной из самых главных тем его творчества. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», - скажет он вскоре. Ты и во сне необычайна, Твоей одежды не коснусь. Дремлю – и за дремотой тайна, И в тайне – ты почиешь, Русь. Русь, опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна. «Русь», 1906 г В этот период Блок начинает интенсивно выступать как публицист. Главная тема его статей – тема взаимоотношения интеллигенции и народа, интеллигенции и России. «Гений прежде всего – народен» - вот вывод, к которому приходит Блок-публицист. В театре Комиссаржевской В.Ф. Блок познакомился с артисткой Натальей Николаевной Волоховой.Вот явилась. ЗаслонилаВсех нарядных, всех подруг,И душа моя вступилаВ предназначенный ей круг. 1906 За две недели января 1907 года, «залпом», как говорил Блок, было создано около тридцати стихотворений – весь цикл «Снежная маска», посвящённый Волоховой. Иногда в один день он писал по пять-шесть стихотворений. Жизнь в России после подавления революции 1905 г становилась всё мрачнее и мрачнее. Блок тосковал. Позднее он говорил, что эти страшные годы «утомили и истрепали душу и тело». Он каменел. Волнами накатывал мрак, холодное неверие, разъедающие душу приступы скепсиса. Дом, семья – расшатаны. Всё труднее и запутаннее становятся отношения с женой.И в то же время в его душе живёт бесконечная привязанность к двум самым любимым на земле существам – жене и матери. В стихах Блока бьётся тревога, мятеж, тоска.«Страшный мир» - так назвал вступительный раздел своей третьей книги стихов сам Блок. Смерть, усталость, безнадёжность звучат в этих пронзительных, беспощадных, гениальных стихах. Как тяжело ходить среди людей И притворяться непогибшим… - таков лейтмотив этого цикла. Один из шедевров блоковской лирики – монументальные «Итальянские стихи». Этот цикл был написан летом 1909 года, во время путешествия по городам Италии. Это стихи о вечной красоте древней страны, о всепобеждающей гармонии, о бессмертии великого прошлого в памяти человеческой, в надписях на могильных камнях, в свежем морском ветре, во взглядах смуглых девушек. Сложные отношения связывают его с соратниками – Мережковским, Гиппиус, Ф.Сологубом, В.Ивановым. Многое объединяет их, но уже намечается серьёзное расхождение, которое потом, в 1917 году, превратится в бездну, ставшую между ними. В 1919 году свои гражданские стихи Блок объединил в сборник «Ямбы» и посвятил его памяти своей сестры Ангелины, дочери А.Л.Блока от второго брака. Это была замечательная девушка, восторженная, «нежная, чуткая, нервная,» - так писал о ней брат. Она погибла совсем молодой, в 1918 году: во время войны была сестрой милосердия, заразилась воспалением мозга и умерла в военном лазарете. В конце 1913 года Блок увидел в театре Музыкальной драмы певицу Любовь Александровну Дельмас в роли Кармен. Она поразила его. Блок влюбился, как мальчик: ходил на все её спектакли, напряжённо смотрел из тёмного зрительного зала, покупал фотографии, сочинял и рвал письма и писал стихи. Цикл «Кармен» - одна из вершин любовной лирики Блока.Да, я томлюсь надеждой сладкой,Что ты, в чужой стране,Что ты, когда-нибудь, украдкойпомыслишь обо мне… 1 декабря 1909 года далёкой Варшаве умер отец Блока. Сын ездил его хоронить. Всю жизнь отношения их были отдалёнными, холодными. Но теперь Блок остро почувствовал всю яркость личности Александра Львовича. В начале 1910 г поэт работает над поэмой «Возмездие», в центре которой должен был стоять образ отца. Но уже с 1911 г его волнует уже судьба всей своей семьи, своего рода. Мировую войну Блок воспринял равнодушно.Он увидел в войне народное горе, слёзы, смерти. «Чувствую войну и чувствую, что вся она – на плечах России, и больнее всего – за Россию», - пишет он в октябре 1914 года жене, которая уехала в госпиталь сестрой милосердия. Петроградское небо мутилось дождём, На войну уходил эшелон. Без конца – взвод за взводом и штык за штыком Наполнял за вагоном вагон. В июле 1916 г Блок был мобилизован в армию и зачислен табельщиком инженерно-строительной бригады, находящейся в Пинских болотах, в прифронтовой полосе. Здесь он узнал о Февральской революции. Радовался, как ребёнок. 19 марта вернулся в Петроград. Блока назначили редактором стенографических отчётов Чрезвычайной следственной комиссии «для расследования противозаконных по должности действий бывших министров и прочих высших должностных лиц». Вскоре он начинает понимать, что это революционное чувство начисто отсутствует у его коллег по комиссии. Для себя отмечает, что единственная революционная партия – большевики. Над статьёй «Интеллигенция и революция» Блок начал работать с 30 декабря 1917г. ( января 1918 г он закончил её. В статье была выражена его мечта о полной переделке мира, об очищающем могуществе революционной стихии. А 8 января 1918 г пошли стихи. Блок начал писать поэму «Двенадцать». Герои поэмы – двенадцать красногвардейцев, идущих сражаться за свободу. Блока оскорбляли. Его травили в печати. Близкие друзья отвернулись от него. Распространялся подлый слух, что он «продался большевикам». Через два дня после «Двенадцати» Блок написал стихотворение «Скифы». Эта гражданская ода – страстный призыв ко всемирному братству, к единению. В «Скифах» звучала гордость гражданина нового мира. Мучительно воспринял Блок нэп. Он не мог понять его исторической, государственной необходимости, испугался возможности возвращения старого мира. Как ни странно, он, привыкший к комфорту, к абсолютному порядку, меньше всего страдал от лишений материальных, от бытовых неурядиц. Конечно, еды не хватало, денег не было. Он не умел ловчить, не умел изворачиваться, «укрывать» пайки. Он умел работать. Но его уже подстерегала болезнь. Весной 1921 г появились её первые страшные симптомы. В апреле он последний раз читал свои стихи перед петроградцами – на своём вечере в Большом драматическом театре. Для Петербурга – прямо с эстрады Драматического театра Блок ушёл за ту стену, по синим зубцам которой часовым ходит смерть: в ту апрельскую ночь Петербург видел Блока в последний раз. В мае он поехал с выступлениями в Москву; вернулся уже смертельно больным. Ныли руки и ноги, мучила изнурительная слабость, было трудно дышать, болело сердце. Я, наконец, смертельно болен, Дышу иным, иным томлюсь, Закатом солнечным доволен И вечной ночи не боюсь… Жить оставалось совсем недолго. Он полулежал на подушках в своём крохотном кабинете в квартире на Офицерской улице и задыхался. С ним была только Любовь Дмитриевна. «Никто из нас, - пишет Замятин, - не видал его за эти три месяца его болезни: ему мешали люди, мешали даже привычные вещи, он ни с кем не хотел говорить – хотел быть один». Умер Блок 7 августа 1921 г, утром. Похоронили его на Смоленском кладбище, под старым клёном. Спи – твой отдых никто не прервёт, Мы – окрай неизвестных дорог. Всю ненастную ночь напролёт Здесь горит осиянный чертог. Блок ушёл из жизни. Но смерть оказалась бессильной. Стихи Блока не могут умереть. Бессмертная поэзия Блока – мятежный, страстный порыв к свету.Эй, встань, и загорись, и жги!Эй, подними свой верный молот,Чтоб молнией живой расколотБыл мрак, где не видать ни зги! Литература 1. А. Блок. Материалы для выставки в школе и детской библиотеки. – Москва: «Просвещение», 2008 год 2. Жизнь и творчество А.А.Блока. Выставка в школе. – Москва: «Детская литература», 1980 год.

Приложенные файлы

  • ppt 206476
    Размер файла: 4 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий