Конспект урока по истории Просвещение, устное народное творчество, литература в 14-16 веках


Тема. Просвещение, устное народное творчество, литература
в XIV – XVI веках. (6 класс)
Цели урока: сформировать представление, что избавление от ордынской зависимости и создание единого государства привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету России; познакомить с достижениями русского просвещения, устного народного творчества, литературы в XIV – XVI вв.
Задачи:
Развитие умений учащихся анализировать, сравнивать и делать выводы.
Воспитание любви к Родине, духовно-нравственное воспитание.
3.Углубление и конкретизация знаний по теме «Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках. » Вчастности:
- Особенности развития русской литературы в XIV – XVI веках.
- Начало книгопечатания.
- Устное народное творчество и литература XIV – XV веков.
Методы: Репродуктивно-словесный, наглядный, частично-поисковый.
Формы: Индивидуальная, коллективная.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока:
1.Учебник: История России, авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. Просвещение, 2010г. , § 26
3. ТСО, презентация «Просвещение, устное народное творчество, литература в ХIV – XVI вв.»Опережающие задания:
1. Составить кроссворд по теме «Просвещение, устное народное творчество, литература в ХIV – XVI вв.».
2. Легенда о «граде Китяже» (презентация) .3. Доклад «Исторические песни в ХIV – XVI вв.»
План изучения нового материала.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний по теме.
3. Вступительное слово преподавателя. Сообщение темы, цели урока.
4. Изучение новой темы.
4.1. Особенности развития русской культуры в 14-16 веках
4. 2. Просвещение. Начало книгопечатания.
4. 3. Устное народное творчество.
4.4. Литература 14-15 веков.
4.5. Развитие литературы 16 века.
5. Закрепление.
6. Итог.
7. Домашнее задание. 8. Рефлексия.
Ход урока.
Организационный момент.
Чудесный день!
И настроение чудесное-подстать.
Так разрешите мне урок с улыбочки начать.
Рефлексия на эмоциональное состояние, хорошее настроение – рука большим пальцем поднята вверх, плохое настроение – рука большим пальцем вниз.
2. Вступительное слово преподавателя. Сообщение темы, цели урока. Слайд №1
В тетрадях записываем число и тему урока.
Актуализация знаний по теме.
Мы начинаем изучение темы “ Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках ”. Для начала, давайте вспомним: - что такое культура?
(совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей)
Беседа актуализирующая полученные ранее знания: вспомните особенности развития русской культуры в XII – XIII . Каковы характерные черты западноевропейской культуры в XV – XVI вв.?
Подводя итоги ответов учащихся, формулируется задание и проблема.
В ходе изучения нового материала запишите в тетрадях основные особенности развития русской культуры в 14 – 16 веках. Чем отличается развитие русской культуры в 14-16 веках от развития культуры в Западной Европе?
Изучение новой темы. Презентация «Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках. (Прил. 1)
Особенности развития русской культуры в XIV— XVI веках. Слайд №2
Со второй половины XIV века вместе с хозяйственным восстановлением русских земель начинается и культурное возрождение Руси. Самым благоприятным образом на развитии русской культуры сказалась Куликовская битва — первая крупная победа над ордынцами. Идеи единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством становятся ведущими темами во всех русских землях. Эти идеи проходили красной нитью через произведения устного народного творчества, литературы, живописи, архитектуры. В это же время начинается постепенное преодоление культурной разобщенности русских земель и возрождение единой русской культуры. Центр политической и культурной жизни постепенно перемещается в Москву, возглавившую борьбу против ордынцев. Возрастает значение Москвы как одного из главных культурных центров.
Создание единого государства вызвало новый культурный взлет России. Единая русская культура впитывала в себя лучшие достижения, имевшиеся в отдельных русских землях, а также черты тех народов, с которыми русские люди имели тесные связи. В то же время процесс создания единой русской культуры проходил на фоне решительного освобождения от византийского влияния. Русская культура приобретает самобытные национальные черты. Значительно расширяется круг проблем, которые интересуют русскую культуру и искусство. Главной темой становится укрепление мощи единого государства. Но в то же время все больший интерес проявляется к семье, к человеку, к его внутреннему миру.
Освобождение от ордынского владычества и создание единого государства делают возможным культурные контакты России с другими странами. Особенно успешными были культурные связи с Италией. В Россию приезжали работать выдающиеся итальянские зодчие и другие мастера. Они оставили глубокий след в развитии русской культуры.
4.2 Просвещение. Начало книгопечатания. Слайд №3-5
В XIV веке на Русь стали ввозить бумагу — более удобный материал для письма, чем береста, и значительно более дешевый, чем пергамент. С появлением бумаги книги стали дешеветь, их стало больше. Рост потребности в записях, появление бумаги повлекли за собой изменения в технике письма. На смену «уставу», при котором буквы почти квадратной формы выписывались с необычайной точностью и торжественностью, приходит «полуустав» — более беглое и свободное письмо. Центрами книжности были монастыри, при которых находились книгописные мастерские и библиотеки, насчитывающие иногда сотни томов. Некоторые князья тоже имели свои книжные мастерские.
С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом соборе в 1551 году было принято решение открыть в Москве и других городах при церквях и монастырях училища, «чтобы священники и дьяконы и все православные христиане в каждом граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма». Обучением грамоте стали заниматься и специальные «мастера» недуховного звания, которые за «кашу да гривну денег» учили грамоте в течение двух лет.
Крупнейшим событием культуры середины XVI века стало возникновение российского книгопечатания. Оно началось по инициативе Ивана Грозного и при поддержке церкви. В 1564 году в Москве на Печатном дворе (в казенной типографии) Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую книгу «Апостол». В 1565 году был издан «Часо - словец» — книга для обучения грамоте. Иван Федоров был не только типографским мастером, но и литературным редактором. Он исправлял переводы, заменял устаревшие и малопонятные слова, писал послесловия к книгам, в которых вел речь о значении просвещения.
Книгопечатание имело огромное просветительское значение. Печатная книга была значительно дешевле рукописной и поэтому более доступной людям.
4.3 Устное народное творчество. Слайд №6-7
В XIV—XVI веках наивысшего расцвета достиг героический былинный эпос. Слагатели былин, чтобы ярче подчеркнуть идеи объединения и борьбы с поработителями, обращались к славному прошлому своей страны, к русским традициям времен Киевской Руси. Любимым героем былин стал князь Владимир Красное Солнышко. А Киев предстает в них как воплощение русской государственности. Сохранили своеобразие новгородские былины. Их героями были купец Василий Буслаевич и богатый гость Садко.
Одну из легенд нам расскажет Голубев Данил (презентация Легенда о «граде Китеже»). (Прил. 2)
В этот же период появился новый жанр устного народного творчества — исторические песни. О них нам расскажет Шмонова Дарья. (Прил. 3)
4.4 Литература XIV—XV веков. Слайд №8
Центральной темой в русской литературе XIV—XV веков была борьба против иноземных захватчиков. Одним из распространенных жанров становится воинская повесть. В основе произведений этого жанра лежали конкретные исторические факты и события, а персонажами были реальные люди. Выдающимся памятником литературы является «Повесть о разорении Рязани Батыем». В ней рассказывается о взятии древнего города и трагической судьбе княжеской семьи. Повесть включает в себя и рассказ о герое-богатыре Евпатии Коловрате и его отряде, наводившем ужас на врага. Основная мысль произведения выражена в словах: «Лучше нам смертию живота купити, нежели в поганой воли быти».Победа на поле Куликовом в 1380 году привела к необычайному подъему в настроениях русских людей,придала им уверенность в своих силах, вызвала желание отразить это событие в различных видах творческой деятельности. Под ее воздействием возник так называемый куликовский цикл произведений. Многие из них были созданы как народные сказания и впоследствии записаны или пересказаны в летописях.
Одним из первых восславил Куликовскую битву Сафоний Рязанец в поэме «Задонщина». Он почитал своим долгом спеть «лучшую песню, чем раньше пелись», в честь главных ее героев — Дмитрия Донского и серпуховского князя Владимира Андреевича. Очень многие художественные приемы, которым пользовался автор «Задонщины», перекликаются со «Словом о полку Игореве». Сафоний начинает свой рассказ с описания русской природы, как бы предчувствующей кровавую битву; повествует о душевных переживаниях своих героев. Он не только гордится ратным подвигом, но и скорбит по погибшим героям. В то же время автор — рязанский боярин подчеркивает особую роль Москвы в достижении победы, а князя Дмитрия Ивановича представляет как подлинного организатора всех русских сил.
Под большим влиянием «Слова о полку Игореве» и «Задонщины» находился неизвестный автор воинской повести «Сказание о Мамаевом побоище». Он проклинает Мамая, который отправился на Русь, «сердитуя, яко лев, пыхая, яко неутолимая ехидна». Автор гневно осуждает поведение рязанского князя Олега, обвиняя его в «скудности ума в голове», в предательстве, в том, что «сатана ухищрение вложил в сердце его». Как и «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» воспевает великого князя Дмитрия Ивановича, восхищается подвигом русских воинов и духом воссозданного воинского братства: «Все бо един за единого хощет уме- рети и друг за друга готовы головы свои положите».
Патриотические мотивы звучат и в таком литературном жанре, как хождения, т. е. путевые заметки. Тверской купец Афанасий Никитин в 1466 году отправился с торговыми целями на Северный Кавказ. Превратности судьбы привели к тому, что эта поездка вылилась в многолетнее путешествие по Востоку — Ирану и Индии. В Индии он прожил три года, изучил местный язык. С уважением относясь к индийскому народу, Афанасий Никитин с глубоким вниманием изучал его быт, культуру, религию. Итогом наблюдений и размышлений русского купца стала книга «Хождение за три моря». Находясь далеко от родины, русский купец молит Бога о ее спасении: «Да сохранит Бог землю Русскую! Боже, сохрани ее! В сем мире нет подобной земли...» Он тревожится за ее судьбу: «Но почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Да устроится земля Русская!»
В XV веке возрождается общерусское летописание. Первая общерусская летопись, преодолевшая местные интересы и ставшая на позиции единства Руси, была составлена в Москве в начале XV века — так называемая Троицкая летопись. Московские летописцы провели большую работу по объединению и обработке разрозненных местных летописей. Около 1418 года при участии митрополита Фотия было предпринято составление новой летописи, главной идеей которой был союз московской великокняжеской власти с городским населением в целях политического объединения Руси. Эти летописи легли в основу всех последующих. Одним из самых значительных произведений русского летописания стала Московская летопись 1479 года.
Все московские летописи пронизывает мысль о необходимости государственного единства и сильной великокняжеской власти. Они последовательно проводили идею о том, что Москва является наследницей и преемницей политических традиций Киева и Владимира. Чтобы ярче подчеркнуть эту идею, московские летописные своды начинались с «Повести временных лет».
4.5 Развитие литературы XVI века.
Литература XVI века все больше внимания уделяет проблеме крепнувшей великокняжеской, а затем царской власти. В начале XVI века одним из первых к этой теме обратился неизвестный автор в «Сказании о князьях владимирских». В основе этого произведения лежали две легенды. Одна из них утверждала, что московские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа. В другой рассказывалось, как византийский император Константин Мономах передал киевскому князю Владимиру Всеволодовичу царские регалии, которыми Владимир якобы венчался на царство. Отсюда следовало, что и преемники Владимира Мономаха имели законное право на царский титул. Эти легенды обосновывали право московских великих князей как наследников киевских князей на самодержавную власть.
Интерес к этой теме еще более возрастает в период правления Ивана Грозного, что приводит к появлению нового литературного жанра — публицистики. Одним из самых интересных публицистов XVI века был Иван Семенович Пересветов. В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он предложил проекты реформ, укрепляющих самодержавную власть царя, опирающегося на дворянство.
Вопросы о характере царской власти и ее взаимоотношениях с подданными были основными в переписке между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским. Свои взгляды А. М. Курбский изложил в «Истории о великом князе московском» и посланиях Ивану Грозному. Он считал наилучшим вариантом государственной власти такую форму, когда монарх правит вместе с выборным органом, представляющим все слои населения. Иван IV в ответных посланиях отстаивал идею божественного происхождения самодержавной власти и ее неограниченный характер.
В XVI веке значительно расширился круг литературных произведений различных жанров. Особое место в русской средневековой литературе занимал «Хронограф» — сборник занимательных и нравоучительных сочинений по всемирной истории. В 1512 году появилась первая редакция русского «Хронографа». Автор этого сборника не известен. Но это был очень образованный человек, имевший свое представление о ходе мировой истории. Большое внимание «Хронограф» уделяет славянским народам, и прежде всего русскому. Он рассматривает русскую историю как часть всемирной истории.
В первой половине XVI века круг людей, близких к митрополиту Макарию, создал знаменитые Четьи минеи. «Четьими» на Руси называли книги, предназначенные для чтения, в отличие от церковных книг, которые использовались при богослужении. «Минеи» — сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать. Четьи минеи вобрали в себя и сгруппировали все книги, читавшиеся на Руси. Там были и жития, и поучения, и произведения, стоявшие вне круга церковной литературы. Четьи минеи стали своего рода церковно-литературной энциклопедией русского средневекового общества.
В XVI веке был написан знаменитый «Домострой». Очевидно, составил или, во всяком случае, отредактировал его Сильвестр. «Домострой» содержал наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. И хотя Сильвестр посвятил этот сборник своему сыну Анфиму, но прежде всего он имел в виду молодого царя Ивана IV, который только что обзавелся собственной семьей и нуждался в наставлениях, тем более что рос государь сиротой. Одной из главных идей «Домостроя» была идея подчинения в государстве царской власти, а в семье ее главе.
Закрепление.
Давайте проверим ваши записи в тетрадях. Возвращаемся к заданию данному в начале урока.
В качестве закрепления ученики :
Отгадывают кроссворд составленный Пехотиной Алиной. (Прил. 4)
Выполняют тест. (Прил. 5)
6. Итог.
Таким образом, мы с вами можем сказать, что создание единого Русского государства, избавление от ордынского владычества привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету России. Появление книгопечатания имело огромное значение в деле просвещения народа. Главной темой литературных произведений становится не только борьба с иноземными захватчиками, но и идея укрепления единого государства и царской власти.
7. Домашнее задание. § 26, вопросы и задания к нему. Задания 5, 6 к § 26 рабочей тетради.
Рефлексия.
Рефлексия на эмоциональное состояние, хорошее настроение – рука большим пальцем поднята вверх, плохое настроение – рука большим пальцем вниз.
(Подчеркнуть то что относится к вам)
Ф.И.О.
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен / не доволен
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал / усталМое настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был интересен / скучен
Домашнее задание мне кажется легким / трудным
Прекрасный день!
Урока подошел конец.
Пусть каждый скажет про себя:
Какой я молодец
Приложение. 1 Презентация. «Просвещение, устное народное творчество, литература в ХIV – XVI вв.» Приложение. 2 Презентация «Легенда о граде Китеже»
Приложение 3. Доклад на тему «Исторические песни».
(Исторические песни были непосредственным откликом на происходящие события. Героями песен были простые люди, совершавшие подвиги в борьбе с завоевателями. Одна из них — песня об Авдотье-Рязаночке, простой женщине, которая высвобождает из полона жителей Рязани и возрождает город. Поэтическим откликом на происшедшее в 1327 году восстание жителей Твери против ханского баскака Чол-хана стала песня о Щелкане Дудентьевиче. В ней слышен не только плач народа о постигшем несчастье, но и уверенность в неизбежности победы над поработителями.
В XVI веке в исторических песнях народ одобрял борьбу Ивана Грозного с боярами, его стремление к укреплению царской власти, но осуждал царя за жестокость к простым людям. Много песен было посвящено взятию Казани. Это событие народ воспринимал как итог многовековой борьбы с ордынским владычеством. Целый цикл исторических песен был посвящен присоединению Сибири и его герою — Ермаку.)Приложение 4. Кроссворд на тему «Просвещение, устное народное творчество, литература в ХIV – XVI вв.»
Приложение 5.
Тестовое задание. Тема «Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках»
Вариант I
Выберите один вариант ответа.
1. Одним из самых интересных публицистов XVI в. был:
а) А. М. Курбский
б) митрополит Макарийв) И. Фёдоров
г) И. С. Пересветов2. Погодные записи исторических событий – это:
а) поучения
б) былины
в) летописи
г) жития
3. Первая русская книга была напечатана в Москве в:
а) 1551 г.
б) 1564 г.
в) 1572 г.
г) 1584 г.
4. К куликовскому циклу относится:
а) «Слово о полку Игореве»
б) «Слово о погибели земли русской»
в) «Задонщина»
г) «Моление»
5. Установите соответствие между названием произведения и автором.
АВТОР ПРОИЗВЕДЕНИЕ
1) Афанасий Никитин а) «Поучение детям»
2) Сафоний Рязанец б) «Слово»
3) Владимир Мономах в) «Моление»
4) Даниил Заточник г) «Задонщина»
д) «Хождение за три моря»
6. Отрывок из какого известного литературного труда XVI в. приведен ниже? Кто, по мнению большинства исследователей, является его автором?
Как устроить дом хорошо и чисто. Согрев утром воды, перемыть, вытереть и высушить стол, блюдца, ставцы; ложки и всякие сосуды. То же сделать после обеда и вечером. Ведра, лотки, квашни, корыта, сита, решета, горшки также всегда вымыть, вычистить, высушить, положить в чистое место. Все сосуды и принадлежности должны быть всегда чисты, не должны разбрасываться по скамьям, двору, хоромам; все должно быть на своем месте. Изба, стены, скамьи, пол, двери, даже в сенях и на крыльце должны быть вымыты, выкрашены, чтобы всегда было чисто. Пред нижним крыльцом сена положить для вытирания ног. Чтобы не загрязнить лестницы и сеней, положить перед дверью или рогожку, или старый войлок. В грязную погоду у нижнего крыльца сено переменить, равно как рогожку или войлок. За всем этим жена должна смотреть, всему она должна учить слуг и детей, добром и лихом: коли не действуют слова – побоями. Но если муж увидит, что у жены и слуг нет порядка и делается не так, как здесь написано, то должен он жену научить.
Тема «Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках»
Тестовое задание
Вариант II
Выберите один вариант ответа.
1. Новый жанр устного народного творчества, появившийся в XIV – XVI вв.:
а) былины
б) исторические повести
в) сказания
г) баллады
2. Главная идея «Домостроя»:
а) подчинение в государстве царской власти, а в семье – её главе
б) наставление по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей
в) необходимость соблюдения религиозных норм и обязанностей
г) борьба с внешними врагами
3. Летописное сочинение, созданное во второй половине XV столетия, – это:
а) Троицкая летопись
б) Московская летопись
в) «Летописец начала царства»
г) «Новый летописец»
4. В произведении древнерусской литературы «Задонщина» повествуется о:
а) битве на реке Калка
б) сражении на реке Вожев) Куликовской битве
г) набеге Тохтамыша на Москву
5. 12-томное собрание житий, поучений, мудрых мыслей и т. д., созданное под руководством митрополита Макария в XVI в., – это:
а) «Великие Четьи-Минеи»
б) «Московский летописный свод»
в) «Домострой»
г) «Лицевой свод»
6. Определите, о ком идёт речь в предложенном тексте, и проверьте соответствие с изображением.
1)  2) 
А) Основатель книгопечатания в России.
В 1564 г. в Москве издал первую русскую датированную печатную книгу «Апостол». Издатель первой славянской «Азбуки» и Библии. Известен как пушечный мастер (изобрел многоствольную мортиру).
Б) Русский путешественник, писатель, купец.
В 1466 – 1472 гг. совершил путешествие по Персии, Индии и Турции. Автор первого в русской литературе описания коммерческой поездки.

Приложенные файлы

  • docx 204572
    Размер файла: 90 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий