«Работа над музыкальным образом в миниатюре «Легенда» с применением традиционных и инновационных технологий» (открытый урок по фортепиано) — музыка, уроки

Открытый урок
Тема урока: «Работа над музыкальным образом в миниатюре «Легенда» с применением традиционных и инновационных технологий»
Цель урока: «Формирование пианистических навыков и умений с помощью интеграции образных впечатлений.
Задачи урока:
Обучающие:
- знакомство ребенка с произведением, работа над фразировкой, выразительными средствами;
- обучение выразительному исполнению;
- воспитание уважения к народной музыке, как основе развития музыкального искусства;
Развивающие:
- расширять музыкальный кругозор, образное мышление, творческое воображение;
- развивать познавательный интерес к изучению казахской музыки;
- развивать техническую оснащенность;
- знакомство с новой терминологией, дорийским и фригийским ладами , характерными для казахской музыки;
Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, усидчивости, внимания;
- воспитание эстетического вкуса на лучших образцах казахской музыки:
- воспитание положительного отношения к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: проектор, фортепиано, ноты, иллюстрации, портреты.
Этапы урока:
Начало урока (организационный момент, сообщение темы и постановка задач)
Основной этап (прослушивание пьесы в записи, работа над произведением)
Заключение (рефлексия и домашнее задание)
Итак, просмотрев и прослушав ряд пьес казахстанских композиторов, мы с Камилой остановились на маленькой, лаконичной миниатюре , которая называется «Легенда»
П. Скажи Камила , кто автор этого произведения?
У. Газиза Жубанова
П. Правильно.Газиза Ахметовна Жубанова – это лидер композиторской школы Казахстана. Она является народной артисткой РК, лауреат Гос.премии Казахстана,профессор. Дочь Ахмета Жубанова, одного из основоположников казахской современной музыки.Газиза Жубанова- это композитор большого творческого дарования, проявившая себя во многих жанрах. Как про нее говорили –Это человек с удивительно добрым взглядом и в жизни, и в музыке.

Прежде чем приступить к раскрытию образа мы попытались найти обьяснение этому слову «легенда»
У. Это рассказ о чудесном, волшебном событии, которое было давным-давно. Оно немного похоже на сказку.
П. Это малый жанр народного фольклора, который иногда даже содержит нравоучения. А ты, Камила любишь сказки?
Многие легенды казахского народа посвящены родной земле, отчему дому. Сейчас я расскажу тебе одну старинную легенду.
«Жил злой и жестокий хан, которого боялись все. Этот тиран любил только своего сына и всячески его оберегал.А юноша очень любил охотиться, несмотря на увещевания отца о том, что это очень опасное занятие. И однажды, отправившись на охоту без слуг, парень не возвратился. Опечаленный и расстроенный правитель послал своих слуг на поиски сына со словами, что зальет глотку расплавленным свинцом тому, кто принесет печальную весть. И ушли слуги в ужасе искать сына, и нашли его под деревом, растерзанного диким вепрем .Но благодаря совету конюха, слуги взяли с собой мудрого пастуха, который сделал музыкальный инструмент и сыграл на нем хану печальную мелодию, в которой было понятно без слов о смерти сына. А правителю ничего не оставалось сделать, как залить расплавленным свинцом отверстие дэки этого инструмента».
Понравилась тебе легенда? Как ты думаешь, о каком инструменте идет речь?
Правильно, о домбре. И сейчас мы с тобой послушаем нашу легенду в исполнении победителя конкурса юн.пианистов в г.Астане Н.Варламова.
Как ты думаешь, о чем рассказывает музыка этой миниатюры, что ты представляешь, когда ее слушаешь?

Какой характер у нашей легенды? (словарь)
У. Завораживающий, грустный , напевный.
П.Но, несмотря на напевность , здесь есть и драматические места, яркая кульминация.
На сколько частей можно разделить нашу легенду?
У. На 3 части. 1 и 3 почти повторяются, а средняя отличается по музыке, она более яркая, выразительная..
П. В какой тон-ти написана пьеса?
У. Тональность соль минор.
П. Сыграй пож-та вступление, что представляешь ты когда слушаешь его? Мне кажется, что это образ нашей бескрайней, широкой степи. Вот она расстилается перед нами и летит, льется над ее просторами простая задушевная мелодия-песня. Иногда налетают порывы ветра, колышется ковыль.Вступление длится почти 2 такта. Хочется чтобы ни один звук не пропал из этой цепочки интервалов.. игра
А теперь попробуй сыграть с закрытыми глазами и представить картинку, которую мы нарисовали
П.Молодец! И вот на фоне пейзажа степи начинается рассказ. Тема рассказчика у нас состоит из двух фразочек.Одной маленькой и второй более обширной. Какими средствами муз. Выр-ти мы здесь пользуемся? Штрихами. Чтобы мелодия прозвучала более протяжно мы должны научиться играть красивое легато.Стараться погружаться глубже в клавиатуру. Очень важно, чтобы аккомпанемент немного отличался по тембру от мелодии. Находился как бы на другом уровне.
В каком регистре написана мелодия темы?
Здесь появляется новый термин маркато (подчеркивая) Постарайся сыграть так, чтобы на фоне легкого прикосновения аккомпанемента подчеркивалась мелодия. Представь что ты ведешь смычок струнного инструмента, или как бы эта мелодия прозвучала на виолончели или кобызе.Ведь протяжные мелодии очень трудно сыграть на молоточковом инструменте..Каждый звук должен выливаться из предыдущего, без рывков.. игра
И вот мы подошли ко 2 части .
Что мы видим и слышим здесь? Мелодия уже перешла в правую руку. Аккомпанемент уже стал другой, более обьемный, что вселяет какую-то тревогу. Здесь главенствует образ правителя, его ярость, Вот он посылает людей на поиски сына. Нарастает драматизм в левой руке, благодаря фригийскому ладу , с его пониженной 2 ст. , который свойственен казах. музыке. Здесь и ярость правителя и страх слуг при виде растерзанного юноши и тут же появляются нисходящие терции (как будто слышны скорбные нотки домбры, из которой понятно, что сына нет в живых.) И вот до отца доходит эта дикая весть ( появляется другой лад с повышенной 6 ст.(дорийский) Эмоциональный подъем нарастает благодаря движению по хроматизму и нарастающей динамике и все выливается в необычный аккорд. Вроде и мажор, а веселья не чувствуется. Отец в бессильной злобе на судьбу, которая уготовила ему смерть единственного сына. Здесь и недоумение (до мажор).
Вот мы и подошли к развязке. В нашей легенде присутствуют как бы 3 образных картины
1 – образ старца жырау (рассказчика)
2 – образ свирепого хана
3 – песня домбры, благодаря которой остались в живых люди, несущие страшную весть.

Благодаря иллюстрациям, мы прониклись настроением казахского эпоса.Так как и в музыке, и литературе и в живописи есть свои легенды. Художник, прослушав мелодию рисует в своем воображении свой образ, музыкант, видя перед собой какое-то художественное полотно создает на инструменте свой образ.
А теперь, Камила, вспомнив все о чем мы с тобой говорили, попробуй сыграть это так , чтобы все поняли о чем идет речь.
Рефлексия:
- Как ты думаешь, удалось тебе передать образ произведения?
- Какие средства муз.выразительности мы использовали при создании художественного образа;
- Что интересного ты узнала на сегодняшнем уроке?

Оценивание:
Камила, ты хорошо поработала на сегодняшнем уроке, ты очень мне помогла ,подумала, прониклась образом. За урок я тебе ставлю

Домашнее задание
- учиться слушать себя как бы со стороны;
- продолжить работу над художественным образом
Заключение:
Я считаю, что благодаря поэтапному разбору произведения, мы попытались донести до слушателя те образы, те образы которые мы нарисовали в своем воображении. Известный педагог Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Поэтому наша цель была достигнута..
Вопрос о применении технологических средств в - музыкальном образовании до сих пор вызывает неоднозначные суждения. Главное преимущество инновационных технологий – в возможности получения различного рода материалов через интернет. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни.


Приложенные файлы

  • doc 312225
    Размер файла: 87 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий