Конспект урока по литературе в 9 классе.Тема урока:А.С.Грибоедов.Комедия «Горе от ума». 3 действие. Чацкий, Молчалин, Софья. Чацкий и фамусовское общество — литература, уроки

Тема урока:А.С.Грибоедов.Комедия «Горе от ума». 3 действие. Чацкий, Молчалин, Софья. Чацкий и фамусовское общество.
Цели урока:
Продолжить формирование понятий «конфликт», «композиция драматического произведения»
Развивать умение характеризовать героя на основании его речи, поступков, отношения к окружающим, авторских ремарок
Формировать умение определять отношение автора к событиям , героям, на основании развития действия, поступков героев , их речи, ремарок

Ход урока
Подготовка к восприятию нового материала.
Сообщение темы урока.
– Попробуйте сформулировать цель урока.
Знать содержание 3 действия комедии;
Знать развитие любовного конфликта;
Знать развитие общественного конфликта;
Уметь анализировать, давать оценку героям;
Выяснить позицию автора.
3.Актуализация знаний. Беседа с учащимися:
- Вспомните содержание 2 действия комедии. Зачем Чацкий приезжает в дом Фамусова второй раз за день?
(узнать причину холодности Софьи)
-Узнал ли он, почему она его так холодно встретила?
(Нет)
- Чего же он добился?
(Он понял, что Софья его не любит. Но кого? В этом он разобраться не смог. Поэтому он ещё раз (3) приедет в дом Фамусова)
Восприятие нового материала и усиление первоначального впечатления.
- Сейчас прочитаем по ролям 1-2 явл.3 д-я, проследим за поведением героев.
(Читают заранее подготовленные ученики)
-Об этой сцене существуют противоречивые мнения. Прочитаем их (с.110-111 учебника).
В.И.Немирович-Данченко писал: «Третье действие разбито у Грибоедова на две части: в первой, меньшей, продолжается развитие главной нити драмы – отношений между Софьей, Чацким и Молчалиным Движение пьесы не прерывается. Узел, завязанный в экспозиции, в первом действии, затягивается еще туже – не внешним сцеплением обстоятельств, а все большей углубленностью в характеры. Пропасть между Чацким и Софьей становится все разительнее и очевиднее».
Таким образом, режиссер говорит о правдивости сцены, в которой развертывается диалог между Чацким и Софьей.
Иного мнения придерживался В.Г.Белинский: «Чацкий решается допытаться от Софьи, кого она любит, Молчалина или Скалозуба. Странное решение – к чему оно! Что ему за радость узнать от нее, что она любит не Молчалина, а Скалозуба или что она любит не Скалозуба, а Молчалина? Не все ли равно для него? Да и стоит ли какого-нибудь внимания, каких-либо хлопот девушка, которая могла полюбить Скалозуба или Молчалина? Где же у Чацкого уважение к святому чувству любви, уважение к самому себе?.. Какое же это чувство, какая любовь, какая ревность? Буря в стакане воды!.. Все слова, выражающие его чувство к Софье, так обыкновенны, чтобы не сказать пошлы!»
-Теперь слово за вами. Правдиво ли изображен Чацкий в этой сцене? Как можно объяснить его поведение? Какие чувства он у нас вызывает: сожаление, горечь, негодование? С чьим истолкованием этих явлений вы согласны? С какими мыслями готовы спорить?
(Чацкий изображен правдиво. Ведет себя естественно, натурально. Он очень влюблен. Влюбленные слышат только себя. Воистину «ум с сердцем не в ладу». Нам его очень жалко.)
-Почему Чацкого не убедило признанье Софьи в любви к Молчалину?
Читаем явл. 3 диалог Чацкого и Молчалина. Герои даны в оценке друг друга. В этой сцене наиболее определенно выражена авторская позиция по отношению к Чацкому и Молчалину.
Беседа с учащимися после чтения диалога:
- О ком размышляет Чацкий в начале сцены?
(О Молчалине как возможном муже Софьи)
-Зачитайте, какими вопросами атакует Чацкий Молчалина?
-Что скрывается за этими вопросами?
(Разоблачение ненавистного Чацкому Молчалина)
-Как отвечает Молчалин? Как он ведет себя?
(Смиренно и даже прибавляет почти к каждому слову частичку «с»)
-Когда наступает в диалоге перелом? Замечает ли его Чацкий)
(Перелом наступает в середине. Чацкий его не замечает. Молчалин ни в грош не ставит Чацкого. Он отбрасывает частичку «с». Куда девалась его смиренность?1 Молчалин перешел в атаку: ставит вопросы, советует).
-Оказывается, что Молчалин имеет свои взгляды, убеждения, свои «таланты». Какие?
(Это позиция человека, успешно делающего карьеру. Знаменитый талант: умеренность и аккуратность. Молчалин – защитник рутины, чинопочитания, подхалимства, но защитник тихий, обходительный, неглупый. В нем не сразу распознаешь эти отвратительные качества. Молчалины – рыцари лжи и всего, что приводит к личному, эгоистическому благополучию. Его идеал жизни, в которой можно «и награжденья брать» недвусмысленен: заискивание перед сильными, власть имущими, рабское самоуничижение, расчетливое отрицание своего права на самостоятельное суждение. Он реальный претендент на руку Софьи, реальный противник Чацкого.)
-Разные мнения сложились и о монологе Чацкого, в котором он признается в любви Софье.
(Стр.110-111 учебника)
«Такую мастерскую сцену, высказанную такими стихами, едва ли представляет какое-нибудь другое драматическое произведение. Нельзя благороднее и трезвее высказать чувство, как оно высказалось у Чацкого» (И.А.Гончаров).
«Все слова, выражающие него чувство к Софье, так обыкновенны»В.Г.Белинский)
«Чудесный монолог третьего действия: «Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый» Вся гамма разбитой любви» (Немирович-Данченко)
-Каково ваше мнение об этом монологе?
(Мне кажется, что Чацкий объясняется в любви Софье. Об этом говорит та страсть, с которой он произносит этот монолог.)
-Чацкий перечисляет свойства Молчалина. Какие?
(ум бойкий, гений смелый, смирение)
-Каких достоинств он не находит в Молчалине?
(Страсть, чувство, пылкость)
-За что же тогда Софья любит Молчалина?
(«Он «чудеснейшего свойства)
-Все достоинства Молчалина словно фокусируются в одном - в его особой «тихости». Недаром ему и фамилия дана такая бессловесная.
-Как вы считаете, может быть, эти свойства – достоинства?
(Молчалин за других себя забыть готов
Враг дерзости
При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит.

В лице ни тени беспокойства
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит)
-Софья говорит искренне. Она действительно видит достоинства в своем Молчалине. Да иначе и быть не может. Она ведь создала в своем воображении достойного своей любви человека
-То, что для Софьи достоинства, то для Чацкого – это недостатки: за такие качества не любят:
«она его не уважает»; «она не ставит в грош его»; «шалит – она его не любит».
-Чацкий снова остается со своей загадкой, но он успокоился: Софья, как ему кажется, никого не любит).
-Что, кто изображается в 4-14 явл?
(Гости, съезжающиеся на вечер к Фамусову; возникновение сплетни о сумасшествии Чацкого)
-Да, съезжающиеся гости даются в восприятии Чацкого, он противопоставлен им.
-Случайна ли последовательность появления гостей на балу? Конечно же, нет. Давно замечено, что в 3 действии каждое явление с теми или иными гостями представляет собой как бы отдельную интермедию (самостоятельная сцена, чаще всего комедийного характера, вставленная в основное действие комедии). Хозяева и близкие им люди даны в одном потоке с гостями. Это – один мир.
-Для чего же нужны гости в «Горе от ума»?
(Чтобы подхватить клевету о Чацком, чтобы ославить его безумным, чтобы зрителю и читателю в полном объеме и в полный рост была видна вся армия клеветников и противников Чацкого).
-В то же время каждое такое явление 3 д-я имеет и самостоятельную идейно-художественную ценность, представляя нам по очереди всю эту, как говорит о ней Чацкий,
«Мучителей толпу,
В вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Лукавых простяков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдуманным вздором».
Индивидуальные сообщения
1.Семейство Горичей.
2.Тугоуховские, Хрюмины.
3.Загорецкий.
4.Хлестова.
-Как рождается сплетня о сумасшествии Чацкого? Кто автор этой сплетни?
(Софья. Она сделала это нарочно. Она обижена и наносит Чацкому самый сильный удар:
«Ах, этот человек всегда.).Она получила реальный шанс отомстить Чацкому.
Анализ явл. 15-21
-Выдумка о сумасшествии Чацкого растет «как ком снега»; никто не верит, но все повторяют. Сцена эта представляет собой сплошной многоголосый хор, говорят все; сплетня переходит из уст в уста. Почему все подхватывают сплетню?
(Сплетня связывает любовный и общественный конфликты).
-Какие приметы Чацкого как сумасшедшего называют гости?
(1.Скалозуб: «он не в своем уме», т.к. ранее Чацкий сказал «от сумасшествия могу я остеречься; пущусь подалее – простыть, охолодеть», т.е. в том смысле, что Чацкий без ума от любви.
2.Господин N. придал прямой смысл: «С ума сошел».
3.Загорецкий: «Он сумасшедший».
4.Фамусов:
5.Молчалин:
6.гр
7.Наталья Дмитриевна:
-Какова 1 причина сумасшествия Чацкого, по мнению гостей?
(«Чай, пил не по летам» (Хлестова)
«Шампанское тянул стаканами»
«Бутылками пребольшими»
«Бочками сороковыми».
-Как мы видим, эта причина доводится до абсурда.
-А вторая причина?
(Фамусов: «Ученье - вот чума, ученость – вот причина)
-Таким образом, главная примета Чацкого как сумасшедшего, в понимании Фамусова и его гостей,- это его свободомыслие.
- Что делал Чацкий, где он находился, пока росла сплетня о его сумасшествии?
(В соседней комнате с французиком из Бордо и княжнами, Чтение явл.22)
-Развитие сплетни достигло кульминации, когда Чацкий появляется в гостиной. Его противники в своей неприязни тоже дошли до высшей точки кипения. Они напуганы его появлением и пятятся от него в « противную сторону».
_ О чем монолог Чацкого «В той комнате незначущая встреча»?
(О рабском подражании русского дворянства всему иностранному).
-В чем комизм создавшейся ситуации?
(Все кружатся в вальсе, никто не слушает Чацкого. Нет у Чацкого слушателей, способных понять его).
- Можно ли психологически оправдать поведение Чацкого?
(Да, во-первых, он произносит монолог потому, что отвечает на вопрос Софьи; во-вторых, в той комнате он не все сказал французику и княжнам и здесь, в гостиной, пытается договорить то, что он не успел).
-Смешно ли нам? Это самая комическая ситуация.
(Нет. Раньше, если Чацкий оказывался в комической ситуации, мы ему сочувствовали, то теперь мы сострадаем ему. Его положение в данной ситуации воспринимаем как трагическое.)
Обобщение материала.
Какую роль играет 3 д-е в комедии?
(Это кульминация в развитии любовного и общественного конфликтов).
Каково отношение автора, зрителя, читателя к Чацкому?
(Сострадание).
Каково отношение автора, зрителя, читателя к Софье?
(Негодование)
Каково отношение автора, зрителя, читателя к фамусовскому миру?
(Негодование, так как этот мир выставил против Чацкого всё, что имел: сплетню, клевету. Этот мир игнорирует Чацкого как личность – умному человеку отказал в уме).
Домашнее задание. Читать 4 действие. С помощью учебника ответить на вопрос: «Какую роль играет 4 действие в развитии любовного и общественного конфликтов?»
Инд. задание. Подготовить сообщение о Репетилове.
Приложение (материал для сообщений учащихся)
Сообщение о Хлёстовой
Хлёстова – один из самых колоритных женских персонажей среди гостей Фамусова. Старая московская барыня, знающая себе цену, властно и раздражённо покрикивающая на родственников, деспотичная с крепостными, беапелляционная в высказывании своих оценок, владеющая грубоватым, но весьма красочны языком. Её формулировки сродни афоризмам Фамусова – звучат выразительно, точно.
Например:
Час битый ехала с Покровки, силы нет;
Ночь – светопреставленье!
Какая у меня арапка для услуг,
Курчавая! Горбом лопатки, всё кошачьи ухватки.
Лгунишка он, картёжник, вор;
Я от него и двери на запор.
Я помню, ты дитёй с ним часто танцевала.
Я за уши его дирала, только мало.
Ведь полоумный твой отец:
Дался ему трёх сажень удалец.
А спор Хлёстовой с Фамусовым по поводу того, сколько крепостных душ у Чацкого! Тут всё знаменательно! И точное знание состояние другого человека («уж чужих имений мне не знать») и знаменитое хлёстовское «Всё врут календари», и то, что последнее слово оказывается за ней. Она находит в себе какие-то душевные струны, чтобы по-своему пожалеть Чацкого:
Отцы мои, уж кто в уме расстроен,
Так всё равно, от книг ли, от питья ль,
А Чацкого мне жаль.
По-христиански так, он жалости достоин.


Сообщение о Загорецком
9 явление представляет нам Антона Антоновича Загорецкого. «Лгунишка он, картёжник, вор», а также «отъявленный мошенник, плут». Загорецкий – фигура более масштабная, чем, те, кто пришёл на бал до него, хотя он не князь и не граф. Он вроде того «черномазенького, на ножках журавлиных», тоже «куда ни сунься: тут как тут». Всем умеет услужить. Загорецкий похож на Молчалина, только иного качества и масштаба. Недаром же Чацкий, говоря о подхалимстве Молчалина, считает: «В нём Загорецкий не умрёт».
Но Загорецкий сам по себе. Он более независим и, скорее всего, ни у кого не служит. Он даже в одном случае возразит Фамусову. То на слова Скалозуба о сохранении книг «для больших оказий» предлагает «зло» образования пресечь по-другому: «Забрать все книги бы да сжечь». А Загорецкий, оказывается, с этим не согласен: «Нет-с, книги книгам рознь» Вот на басни он бы и «налёг». Больше всего он боится именно басен:
Насмешки вечные над львами! Над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а всё-таки цари.
Грибоедов неспроста рисует фигуру Загорецкого крупным планом. Это в высшей степени типичный для дворянско - бюрократической среды характер, с весьма живучими качествами угодничества, подличанья, страстью приврать, обмануть доверчивого, а при случае оболгать, донести на него. А.А.Загорецкий припас для Софьиной тётки Хлёстовой арапку-девку. Он разносит сплетню о сумасшествии Чацкого.
15

Приложенные файлы

  • doc 305269
    Размер файла: 61 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий