Разработка урока литературы — литература, уроки


10 класс Тема:  Хлестаковщина как социально- психологическое явление
Тип и вид урока: личностно-ориентированный урок творческого, философского общения
Цели:
1) обобщение изученного по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
2) определение понятия «хлестаковщина» как социального явления ,работать над умением интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления, сворачивать или разворачивать, обрабатывать информацию, формулировать главное и второстепенное, находить аналогии, выстраивать понятийный аппарат.
3) формирование учебных действий и умений, связанных с развитием речи
Оборудование: мультимедиа проектор для демонстрации иллюстраций, , презентации; листы бумаги, маркеры для составления кластеров.
Ход урока
I. Организационный этап.
II.Мотивационный этап.
Уже не первый урок мы с вами изучаем комедию Н.В. Гоголя « Ревизор». Давайте кратко вспомним, о чём же мы узнали?
-Фронтальный опрос
1. Какое литературное произведение изображает такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех? ( комедия)
2.Как называется разговор двух или более лиц?
3. Кому из героев комедии снились крысы?
4.Профессия героя, который берет взятки борзыми щенками ( судья)
5. В каком году Н. В. Гоголь написал комедию «Ревизор»?
.
6. Как звали ревизора Хлестакова?
7. Сколько лет главному герою комедии «Ревизор»?
8. Как звали слугу Хлестакова?
9. Кем был подарен сюжет комедии «Ревизор» Н. В. Гоголю?
III. Опрос домашнего задания « Жители уездного города»
Учитель:
Да, у страха глаза велики!.. Сегодня в центре нашего внимания Хлестаков – центральный образ комедии. Автор считал его роль труднейшей, считал, что для нее нужен решительный талант: «...Всех труднее роль того, который принят испуганным городом за ревизора» (из статьи «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть, как следует «Ревизора»).
В чём же сложность этого образа, характера? Попробуем разобраться…
Составление кластера «Образ Хлестакова»
Как вы думаете, ребята, может ли быть «труднейший» образ героя, требующий таланта решительного актера, быть однозначным, то есть раскрываться в одном направлении? Конечно, нет. Что значит слово «неоднозначный»? Подберите синонимы.
Учащиеся: Разноплановый, разнообразный, сочетающий различные качества…
Учитель: Верно. Разные качества. И отрицательные, и… положительные. Да, в Хлестакове есть и такие черты. Удивлены? Сегодня на уроке мы посмотрим с необычной стороны не только на главного героя комедии, но и на целое явление, получившее его имя. Это хлестаковщина.
Словарная работа
Хлестаковщина – это…
бахвальство, не подкрепленное реальными возможностями, делами,
стремление казаться не тем, что ты являешься на самом деле,
пристрастие к рисовке, соединенное с внутренней пустотой, легкомыслием, безответственностью, тщеславием.
Стратегия « Линия событий» Ученики записывают события , которые происходят с Хлестаковым
Работа с высказываниями об образе Хлестакова. Работа по карточке
Стратеги « Лоскутное одеяло.»Хлестаков сам по себе ничтожный человек. Даже пустые люди называют его пустейшим. В нем все сюрприз и неожиданность. Он даже весьма долго не в силах догадаться, отчего к нему такое внимание, уважение. Он почувствовал только приятность и удовольствие, видя, что его слушают, угождают, исполняют все, что он хочет, ловят с жадностью все, что ни произносит он.
Голодные мечты Хлестакова кажутся химерой, но им суждено сбыться.
Речь героя
К кому обращена речь?
О чем говорит?
Подбор слов?
Характер предложений.
Тон речи. Как говорит?
Путаница стилей.
Заимствование из литературы.
Отсутствие речи в сторону.
Хлестаков – дитя литературы и дитя литературщины. Литература и литературщина мешаются в его речах. Путаница – любимая героиня Гоголя.
Слова выскакивают из него непроизвольно. Начав врать, он ничего не боится. Хлестаков творит эту комедию (бессознательно, но вдохновенно). Свое красноречие, свои приемы он заимствует из романов и повестей «Библиотеки для чтения», а иногда даже и из более высоких образов литературы. Из Марлинского, а порой из Пушкина. Он сыплет образцами прозы Жуковского и Карамзина. Хлестаков говорит не своим, а чужим языком.
5.
Поступки. Развитие характера.
Чем руководствуется Хлестаков в своих поступках.
Сравнить поведение Хлестакова в гостинице и в доме городничего.
Вранье Хлестакова. Роль эпизода.
Не имея никакого желания надувать, он позабывает сам, что лжет. В нем по-прежнему никакого соображения и глупость во всех поступках. Только к концу акта он догадывается, что его принимают за кого-то повыше.
3. Рефлексия
Учитель: Какую сцену комедии можно считать кульминацией, самой главной для раскрытия характера нашего героя? Это сцена «вранья» Какие качества Хлестакова в ней заострены?
Ответы учащихся: легкомыслие, безудержность, завышенная самооценка…
Учитель: Да, актеру удалось подчеркнуть именно эти качества разнопланового характера героя. Как известно, комедия до сих пор с успехом идёт на многих сценах наших театров, она проиллюстрирована многими художниками и даже запечатлена в скульптуре (показ ). А какие черты несут в себе эти «Хлестаковы»?
Обсуждение.
Учитель: Вот такой наш герой. Но вернемся к началу урока… Хлестаков разнообразен. В нем должно быть и положительное!
Обсуждение:
молодой человек лет 23-24 (молодость – явно положительное качество, молодость многое прощает…);
одет по моде;
знаком с русской и зарубежной литературой;
умеет увлечь слушателей;
нравится женщинам;
разбирается в людях;
наивен и простодушен.
Учитель: Сопоставим положительное и отрицательное. Что преобладает? Так какой наш герой? И какие качества легли в основу хлестаковщины?
Обсуждение.
Хвастун, фантазёр Хвастовство, бахвальство, тщеславие
Глупец глупость бездельник, лентяйБезответственность, потребительство Лжец, обманщик
Ложь, обман Трус трусость
Кто же такой Хлестаков? Стратегия « Будем знакомы» У нас в гостях сам Иван Александрович Хлестаков. Что бы вы хотели узнать лично у главного героя. Ученики задают вопросы
Учитель: А есть ли такие качества в других героях? А в наше время они встречаются? Знаете ли вы подобных людей?
Да, безусловно, Хлестаков не одинок… Значит, хлестаковщина – не исключение, а социальное (общественное) явление?
А теперь самый сложный вопрос… Есть ли в вас частичка Хлестакова?
Предлагаю ответить на этот вопрос письменно « Трехминутное эссе»
4. Итог урока.
Вывод  Был ли полезен сегодняшний урок? Что нового вы узнали, и с каким багажом покинете этот кабинет?
Ответы учащихся: узнали, что в каждом из нас «сидит» Хлестаков.
Учитель: Желаю вам от него избавиться, чтобы не выглядеть так же глупо!
Домашнее задание:  Значение творчества Н. В Гоголя

Приложенные файлы

  • docx 291382
    Размер файла: 24 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий