Публикация. Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у студентов СПО (Из опыта работы ) — русский язык, прочее

Игровые технологии на уроках [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] как средство развития познавательной активности у студентов СПО (Из опыта работы )

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Каждый учитель напряженно ищет средства и методы, которые помогут зажечь в глазах учеников пытливый огонек жажды знаний, изменив при этом «вкус корня». Не будем забывать, что всякое познание начинается с удивления. А удивление - это и есть пробуждение познавательного интереса. Вот тогда и корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.
В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Каждый учитель-словесник хорошо знает из практики, что русский язык довольно трудно даётся многим детям. Таким образом, в преподавании предмета особое значение приобретает развитие познавательного интереса у каждого ребёнка.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз. Часто ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не увлекает. Он пассивен, ему скучно. Конечно, что-то учащийся усваивает, но такое восприятие не может быть опорой прочных знаний. Это состояние академик И. П. Павлов называл «сном с открытыми глазами».
Помочь «проснуться», то есть пробудить интерес к знаниям, я считаю, - главное задание педагога. Мудрецы утверждают, что плохая школа - это готовые ответы на не заданные детьми вопросы. А хорошее образование культивирует вопросы детей («почемучество») и системный поиск ответов на них (усвоение методов познания).

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Между тем они так и остаются «инновационными» в системе российского образования
В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов, а игра переживает период своеобразного расцвета.
Игра – это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Даже самого отсталого ученика играя можно чему-нибудь обучить.
Некоторые игры намного облегчают работу учителя.
Краткий экскурс в историю.
Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]многогранна: она [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], развивает, воспитывает,  развлекает и дает [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Но исторически одна из первых её задач  обучение .
Ещё в древних [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] века до н. э.) воспитание и обучение пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки постоянно состязались в танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества.
В X веке в школах среди [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] также популярны были состязания школьников, например, в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Рутинное обучение выглядело так: учитель читал, давал образцы толкования, отвечал на вопросы, организовывал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Учащиеся учились цитировать на память, делать пересказ, комментарий.
В Западной Европе в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   хотели, чтобы дети без труда и играя, знакомились со всеми науками.
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]I[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] веках [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] писал: «Спеши в школу как на игру. Она и есть такова ». Он призывал все «школы каторги», «школы-мастерские» превратить в места игр. Дальнейшее развитие игровых форм обучения показало, что с помощью игры решаются практически все педагогические задачи.
Первая деловая игра была разработана и проведена [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] году. Метод был подхвачен и сразу получил признание и бурное развитие. Однако в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] году игры были запрещены.
Их второе рождение произошло только в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] гг. Сегодня в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в других развитых странах нет такого учебного заведения, в котором не использовались бы деловые игры или игровые методы обучения.

Уроки в форме игры очень ценны. Игра моделирует окружающую обстановку, побуждает к поисковой активности, разрушает инерцию, развивает способности к самовыражению.  

Игровая деятельность, как элемент занятия, может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания и до обобщения материала.

К теме «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников» я обратилась не случайно, так как в последние годы, к сожалению, наблюдается снижение интереса к предмету русский язык.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Игра - не самоцель на уроке, это прежде всего деятельность. Её не нужно путать с забавой. В забавности и развлекательности элемент деятельности отсутствует .
Занимательность же - необходимый эмоциональный фон для любой игры.

Игровая технология обладает огромными возможностями. Игра сама организует обучение. Но играть всерьёз непросто. Вначале может возникнуть множество проблем: как играть, чтобы не сорвать урок?
Я бы хотела дать несколько
Рекомендаций по проведению игровых уроков.
1. Игровые уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний;
2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса предмету и процессу учения;
3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
4. При выборе форм игровых уроков учителю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и особенности класса в целом и отдельных учащихся;
5. При проведении игровых уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

Игровые технологии я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача педагогов в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к обучению. Мне, как учителю русского языка, приходится решать такую задачу на каждом уроке. Для меня важно сделать встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят познавательные игры (занимательные, театрализованные, имитационные).
Игры можно классифицировать по-разному. В своей работе я используюклассификацию игр, основанную на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики.
Это фонетические игры, лексико-фразеологические, игры по морфемике и словообразованию, синтаксические.

Несколько слов об этом.
Так,при изучении «Фонетики», «Орфоэпии» с целью различения твердых и мягких согласных звуков можно использовать интересную игру «Соберем букет».
Задание
Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук. ( Цикорий, гладиолус, гвоздика, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик)
Задание
Несколько шуточных вопросов потребуют знания алфавита. У учащихся вырабатывается умение различать звук и букву.
- Из названий каких двух букв можно приготовить пищу? ( «К» и «Ш»)
- Названия каких двух букв составляют целую эпоху? ( «Р» и «А»)
- В каких словах по СТО согласных? ( СТОл, СТОн, СТОй, СТОп)
- Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)
- Есть в реке и в озере, а в воде нет; есть в огурце и арбузе, а в дыне нет. Что это?( «Р»)
- Во время грозы мы наблюдаем молнию и гром. А что вы слышите между ними? («И»)
«Пригласи на обед». Задача: озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (подругу). В меню даны слова: тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. По аналогии можно провести игры «Пригласи в гости», «Пригласи в театр» и т.д.
«Конкурс дикторов» и др.

Следующая группа игр –это лексические игры.
При изучении омонимов, детям нравится отгадывать загадки.

Право, я прическа – чудо.
Заплести меня не худо.
И на лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом. (коса)
И приправа я хорошая к столу,
И в цель могу пустить певучую стрелу. (лук)

Таким образом, у ребят в игровой форме формируется умение определять лексическое значение омонимов.

Задание
Игра «Собери фразеологизмы»
Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова шесть фразеологических единиц. Соберите их за одну минуту.

Куда Макар телят не гонял.
Гусь свинье не товарищ.
У него язык без костей.
Семь пятниц на неделе.
Из огня да в полымя.
Как в воду канул.

В результате подобной работы речь учащихся обогащается, расширяется кругозор.
Слайд19
«Перевертыши», или «Шифровальщики» (строчки из стихотворений, названия сказок, книг)
Король под фасолью. – Принцесса на горошине.
Падающий деревянный генерал.- Стойкий оловянный солдатик.
Великолепный индюк. – Гадкий утенок.
Синяя бейсболка. – Красная шапочка.
Солнечный принц.- Снежная королева.


Задание
Слайд 20
«Угадай-ка» (игра с подсказками)

Живет в море. Бывает на эстраде Видна в ночном небе (звезда).

Был такой композитор Растет на дереве. Выпал из тетради (лист)

Ее можно брать У всех она своя Самая большая у Эвереста (высота)

Бывает толстый и тонкий Бывает научный и детский Есть такой «Крокодил» (журнал).

Такие игры обогащают словарный запас, воспитывают стремление к самосовершенствованию.


Приложенные файлы

  • doc 286714
    Размер файла: 64 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий