Открытый урок Воспитание вокально-хоровых навыков на начальном этапе обучения — музыка, уроки


МУДО «Сланцевская детская музыкальная школа»
Преподаватель высшей категории
Васильева Елена Вениаминовна

Конспект открытого урока:

«Воспитание вокально-хоровых навыков на начальном этапе обучения»
29 февраля 2016 года

Состав учебной группы: 21 учащихся (5 мальчиков и 16 девочек) в возрасте 7-8 лет, первый год обучения.
Тема учебного занятия: Развитие вокально-интонационных навыков в 1 классе.
Место занятия в учебном плане: Раздел 2 «Формирование вокально-хоровых навыков». Тема 4.Речевые тренинги. Игры и упражнения
Степень сложности: средняя степень сложности для данной группы.
Цель:Развитие вокально-хоровых навыков у учащихся младшего хора с использованием развивающих голосовых игр и упражнений .

Задачи урока:
Дидактические задачи:
1.Установление певческой координации голосового аппарата и голосовой функции.
2.Тенаж мышечных систем
3. Развитие способности интонирования.
4. Развитие артикуляционного аппарата.
5. Формирование правильного звукообразования.
4. Воспитание правильной певческой установки.
5. Продолжение развития у учащихся понимания дирижерского жеста.
Воспитательные задачи:
6. Воспитание личности в атмосфере творчества, доброты, взаимопомощи.
7. Воспитание ответственности каждого за результат общего дела.
Развивающие задачи:
8. Развитие интереса к хоровому исполнительству.

Планируемый результат:
1. Введение голосовой функции в оптимальный режим работы через механизмы природной автоматики.
2. Специфическая певческая артикуляция гласных и произношение согласных.
3. Активный голосообразующий выдох, во много раз превышающий обычный жизнеобеспечивающий и речевой выдох по интенсивности и длительности.
4. Правильное положение корпуса при пении.
5. Внимательное подчинение дирижерскому жесту.
6. Пробуждение у детей творческого начала, фантазии, воображения.
7. Проявление чувства коллективизма и ответственности за результат общего труда.
8. Активное участие в вокально-хоровой деятельности.
Оборудование:
аудитория (учебный кабинет) – 32 м2
30 стульев
рояль
ударные инструменты: треугольники, колокольчики,
ПК
наглядные пособия (плакаты).

Форма учебного занятия: Урок-тренинг.
Регламент учебного занятия: 1 час 10 минут.
Форма организации работы: Групповое занятие.
План урока:
Мероприятия
Регламент

Вводная часть




Вход учащихся в класс. Приветствие. Постановка цели урока.
2-3 минуты

Вокально-хоровой тренинг

1. Артикуляционная гимнастика
2. Скороговорки
3.Голосовые игры и упражнения (Упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации.)
4. Упражнения на дыхание.
25 минут

Работа над репертуаром

1.Французская народная песня «Братец Яков»
обр. Н. Александрова
2. Чешская народная песня «Чудак» обр. В. Блага
3. Венгерская народная песня «Плясовая» обр. Т. Попатенко
35 минут

Заключительная часть

Подведение итогов. Домашнее задание.
Прощание с детьми.
2-3 минуты


Используемая методическая литература:
1. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. 1997.
2. Емельянов В.В.Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. –: Наука. Сиб.отделение, Новосибирск 1991.
3.В. Емельянов, И.А. Трифонова. «Развивающие голосовые игры».2012. Методическая разработка I уровня обучения многоуровневой обучающей программы В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса»
4. М. Щетинин. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.2006г
5. А.Ю. Думченко. Развитие вокально-хоровых навыков в младшем хоре. 2008.
Используемая нотная литература:
«Золотая библиотека педагогического репертуара» Нотная папка хормейстера. Сост. Б.И. Куликов, Н.В. Аверина. 2008
Ход урока:
1.Вводная часть
Дети заходят в класс, садятся на свои места. Учитель подходит к роялю.
Елена Вениаминовна (далее Е.В.): «Здравствуйте, ребята!» (поет)
Дети: «Здравствуйте» (поют по трезвучию)
Е.В.: Какое у вас настроение?
(ответы)
Е.В.: Я очень рада, что у вас хорошее настроение.
2.Вокально-хоровой тренинг
Е.В. Предлагаю вам начать наш урок с разогрева мышц лица, языка, губ для подготовки их к дальнейшей работе – пению.
Артикуляционная гимнастика
1. Слегка прикусить зубами кончик языка (4 раза)
2. Высунуть язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие поверхности.
3. Покусать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя его.
4. Сделать круговые движения между губами и зубами вправо и влево.
5. Упереться языком в верхнюю губу, в нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
6. Пощелкать языком изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки. (Попробовать выстроить унисон низкими и высокими щелчками).
7. Покусать нижнюю губу, верхнюю губу, внутреннюю поверхность щек.
8. Глядя в зеркало вытянуть губы трубочкой (хоботок), а затем широко улыбнуться (снимает напряжение губ и щек).

Скороговорки
Е.В. Четкая дикция – непременное условие успешного выступления на сцене. Для вокалиста работа над артикуляцией имеет огромное значение, потому что влияет на силу голоса, его подачу и качество звучания. Чтобы отработать правильную постановку губ и языка во время речи, их нужно тренировать.
На дом было задано научиться хорошо проговаривать скороговорку «Из-под топота копыт пыль по полю летит». Давайте проговорим ее все вместе. Сначала медленно, по слогам, тщательно выговаривая каждый звук: «Из-под то-по-та ко-пыт пыль по по-лю ле-тит».
Теперь чуть быстрее.
И еще быстрее.
(Аналогично отрабатываются скороговорки «Бык тупогуб, тупогубенький бычок», «На мели мы лениво налима ловили»)
А теперь давайте проговорим скороговорки, поднимая свой голос все выше и выше. (проговаривание скороговорок по восходящей, а далее по нисходящей линии).
Е.В.: Молодцы! Очень хорошо. Координирующие интонационно-фонетические упражнения
1. «Штро-бас» («Кот-воркот»)Подражание звукам «урчащего», довольного кота.
Котик запрыгнул ко мне на колени,
Громко урчит, развалился в лени.
Я осторожно чешу за ушком,
Ласково глажу урчащее брюшко
2. «Страшная сказка». Широко раскрытым ртом произносить протяжно и слитно гласные звуки, придавая им эмоциональную окраску испуга, представляя ночной лес. Переход гласного в гласный происходит без атаки, слитно, наподобие соединения гласных на легато в пении
У
УО
УОА
УОАЭ
УОАЭЫ

3. «Канючим» Настойчивое и безнадежное выпрашивание чего-нибудь и радостный возглас при получении желаемого.


У!

хххАхххАОхххАОУхххАОУ (х- это штро-бас, как в упражнении «Кот-воркот»)

Ходит, ходит попрошайка,
ххххххххххххххххх
Просит , просит попрошайка,
хххххххххххххххххххх
Дайте, дайте попрошайке,
ххххххххххххххххх
Все, что просит попрошайка
ххххххххххххххххххх

4.«Вопросы-ответы»
Е.В. В упражнении присутствует интонация вопроса и интонация ответа. Пальцами рук контролируем расстояние между зубами через расслабленные мышцы щек.
У?У О?У А?О Э?А Ы?Э Ы?Ы

У У У О О А А Э Э Ы Ы Ы

ос,
«У жирафа есть вопро
ост
Для чего высокий ро
ы
Видно с этой высоты,
ы
Всех, кто прячется в кусты»
5. «Бронтозаврик».
Е.В. Бронтозаврик- это доисторическое животное, которое мы «нарисуем» сейчас голосом. Нужно издать высокий «тонкий» звук и через нисходящую интонацию перевести голос вниз на «толстые» звуки (грудные), а затем в Штро-бас.
«Кто
о там ходит по болоту ххх
Но
оги, как у бегемота ххх

Го
олова на длинной шее ххх
Хво
ост за ним еще длиннее ххх».
6. «Губной вариант»
(Р)-Заработали моторы-(Р)Ы
(Р)-На машинах едем в горы-(Р)Ы
(Р)-Возврвщаемся с горы-(Р)Ы
(Р)-Приезжаем во дворы-(Р)
(р)- рисовал мороз узоры- (р)ы
(р)- Звери все залезли в норы- (р)ы
(р)- И сидят там до поры- (р)ы
(р)- Дожидаются жары- (р)ы
7. «Выдувание»
У-Завывает ветер-У
У- песнь поет свою-У
У-Вы не бойтесь дети-У
У- Песенку мою-У

(у)- вейся вейся ветерок-(у)
(у)- вейся, вейся озорной-(у)
(у)- ты нам расскажи стишок-(у)
(у)-песню нежную пропой-(у)
7. «Вини пух и Пятачок».
Игровая ситуация: Когда Вини пух и Пятачок пришли в гости к Кролику, Вини пух много съел и так растолстел, что не смог вылезти из норы кролика. А Пятачку завязал рот салфеткой, и тот вообще ничего не съел, поэтому остался худеньким.
Вини пух- звук на вдохе фальцетным режимом в низкой тесситуре, на выдохе в грудном: а-----А.
Пятачок -звук на вдохе и выдохе в фальцетном режиме в высокой тесситуре:
а-----а

Активизирующие упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации.
1. «Согревать руки дыханием».
2. «Волна»
3. «От шепота до крика»
4. «Крик»
5. «Крик-вой»
6. «Волна с воем»
7. «Крик-вой-визг»

Дыхательные упражнения.
1. «Прогулка по лесу» Понять руки вверх одновременно с вдохом. Раскачиваясь с поднятыми руками («качающиеся ветви деревьев»)изображаем шипением шум листвы. Ш-ш-ш-ш (длительный выдох), постепенно опуская руки вниз («падающие листья»). -3 раза.
2. «Дворник». Делая поочередно каждой рукой резкие «чистящие» движения от плеча до кисти с резким выдохом со звуком «Ш» («Пришел дворник и подмел все листья»)
3.«Насос» («Накачивание шины». Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох «с пола». Поклоны вперед делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая (а не прямая), голова опущена.
4. «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки) Исходное положение: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать.
5. «Прогони кошку». Сидя на стуле, поставим руки на пояс. Представим, что увидели пролезающюю в окно черную кошку. Резко произнесем: «Кш-ш-ш». И так ритмично 8 раз. Затем звук «Ч-ч-ч» Затем чередуем: «Кш-ш-ш»-«Ч-ч-ч»

3.Работа над репертуаром
Е.В. Продолжим наш урок. Сейчас предлагаю вам посмотреть в записи выступление Детского хора «Музыкальная радуга» г. Санкт Петербург: французская народная песня «Братец Яков»
(Видеозапись демонстрируется на ПК).
Задание: 1.    Кто исполняет песню? (хор, ансамбль, солист). 2.    Какой хор. Какие бывают хоры? (детские, взрослые – однородные, смешанные) 3.    Что такое хор? Хор – это коллектив, исполняющий вокальную музыку. Вокал – это пение. Как исполняют – в «унисон». Что такое унисон? Показать ладонь – перпендикулярно взгляду все линии сливаются в одну. «Унисон» можно увидеть. Какой унисон может быть в хоре: чистый, фальшивый, слитный, пестрый. Для чего нужен дирижер? (ответы детей). Хорошо, молодцы, вы ответили на все вопросы, мы постоянно будем повторять их в течение года.
-Работа над французской народной песней «Братец Яков» обр. Н. Александрова
- Е.В. Ребята, сейчас еще раз послушайте новую песню «Братец Яков».
(Учитель исполняет песню, демонстрируя ее хору. Затем задает вопросы о характере музыки, форме и содержании текста.)
(Ответы детей).
1. Прошу вас пропеть первое предложение «Ах, какой же, братец Яков, ты лентяй, ты лентяй!». Ребята, представьте, как лентяй плавно и медленно потягивается и зевает! «Ты-лен-тя-ай-ты-лен-тя-ай»-спойте эту фразу протяжно (как одно большое слово), широко раскрытым ртом. Мелодия на этом тексте устремляется вверх, покажите это рукой и голосом. Молодцы!
2. Давайте все вместе пропоем фразу: «Если по неделе ты лежишь в постели». Вы заметили, как легко и подвижно нужно пропеть эту фразу, начинающуюся с ноты «до»2 октавы и захватывающюю «ре» 2 октавы. Здесь мы должны особенно постараться точно направить свой голос на пропевание этих звуков. 3.Предлагаю поучить эту фразу отдельными мотивами, не соблюдая ритм, в медленном темпе: сначала «до-ре», затем «до-ре-до», далее- «до-ре-до-си».
4. А теперь- то же самое, только в ритме и с текстом. Проконтролируем расстояние между зубами через расслабленные мышцы щек. Молодцы! У вас получилось спеть легко и чисто эту фразу!
5.Прошу вас повторять за мной текст песни в ритме музыки. Как видите, он очень просто запоминается.
6. Ребята, исполним выученную на сегодняшнем уроке новую песню, сопровождая исполнение игрой на треугольниках и колокольчиках.(Учитель раздает детям ударные инструменты и объясняет, что треугольник должен звучать на сильную долю во вступлении и во втором куплете на каждую долю. Колокольчик будет звонить во втором куплете на словах «трезвон» и «дин-дин-дон»).
7. Вам понравилась песня? Я вижу, как вы стараеетесь.Конечно, еще не все у нас получилось при исполнении с инструментами, но мы продолжим работу на следующем занятии.


Работа над чешской народной песней «Чудак» обр. В Блага
1.Дети исполняют песню.
-Е.В.Молодцы, ребята. Вы старались слушать друг друга, петь песню выразительно.
2. Однако в этой песенке есть фраза, где мелодия делает скачок вверх через две ступени и унисон звучит не всегда точно (на словах «Кушать, вот как, встать было лень»). Предлагаю вам пропеть этот отрывок мелодии с помощью нескольких приемов: 1.    Губной вибрации 2.    «ууу» - продувание на глиссандо 3.    На слоги «уо»
(Дети с удовольствием выполняют задания учителя).
3. Споем эту фразу еще раз с текстом, выстраивая унисон. (Учитель концентрирует внимание детей на активной артикуляции, призывая их вспомнить те задачи, которые они выполняли в координационно –фонетических упражнениях).
3.Обращаю ваше внимание на то, что точность интонации часто зависит от активной работы артикуляционного аппарата.
4.Аналогично проработаем сложные интонационные обороты и в других куплетах песни: «Взял о-он, вот ка-ак», «В речку-у, вот ка-ак». Предлагаю вам с помощью руки показать движение мелодии снизу- вверх и наоборот.
5. Исполним песню еще раз с начала. Выстраиваем унисон, слушаем слияние своего голоса с общим звучанием. Молодцы!
-Работа над венгерской народной песней «Плясовая» в обр. Т. Попатенко
-Е.В. А теперь, ребята, предлагаю вам мысленно перенестись в другую страну Европы- Венгрию.
(Демонстрируется изображение танцующих пар. Герои в национальных венгерских костюмах весело исполняют зажигательный венгерский танец).
-Посмотрите, ребята, какие жизнерадостные лица у исполнителей! Они передают отличное настроение! Такое же настроение мы должны передать, исполняя венгерскую народную песню «Плясовая». Ведь это-песня-танец.
1. Пропоем первых две фразы первого куплета: «Выходи плясать живее, Подпевай-ка веселее»
(Через наводящие вопросы дети делают вывод, что фразы одинаковы по мелодии).
2.Точнее и выразительнее мелодия будет звучать, если вы споете crescendo на восходящем движении мелодии, это поможет точнее исполнить верхнюю «ля», которая длится четверть с точкой в словах «выходи» и «подпевай».
3.Пальцами рук проконтролируем расстояние между зубами через расслабленные мышцы щек. Запомните, что пропевание гласных звуков требует от певцов свободного и активного раскрытия рта.
(Дети несколько раз пропевают мелодический оборот, так же обращая внимание на активную артикуляцию на гласных звуках «и» и «а»).
4. Пропоем следующее музыкальное проведение: «Ты со всеми подружись, Повернись да покружись, Выходи живее». Мелодия и слова наводят нас на мысли о том, что танцующие пары кружатся в танце.
5. Обращаю ваше внимание на то, что при пении, нужно постараться пропеть все слоги слитно, плавно-legato. Как одно большое слово: «ты-со-всеми-подружись-повернись-да-покружись-выходи-живее». И, конечно, в этом предложении мы вновь должны вспомнить о том, что ярче и выразительнее нашу мелодию сделает исполнение с crescendo.
6. Исполняем второй куплет нашей песни: «Не стоит никто на месте, Все танцуют с нами вместе».
7. Так же, как и в первом куплете, исполняя первые две фразы второго куплета, нужно обратить внимание на пение четверти с точкой «ля» в словах «стоит» и «танцуют». Спойте еще раз это музыкальное предложение, следя за правильным, красивым звуковедением.
8. Ребята, я заметила, что в словах «мес-те» и «вмес-те» очень громко и назойливо звучит окончание слова «те». Но, если мы постараемся красиво и напевно протянуть первые слоги в этих двух похожих словах (гласные «е»), то окончания слов сразу приобретут нужное мягкое звучание. (Дети выполняют задание учителя). Молодцы!
9.Следующее музыкальное предложение: «Вот веселые дела - В пляс вся улица пошла, Не стоит на месте!» пропеваем легко и весело на crescendo, как одно большое целое слово: «Вот- ве-се-лы-е-де-ла-впляс- вся- у-ли-ца- по-шла-не- сто-ит- на- ме-сте!». Наши губы, язык ясно и четко произносят согласные звуки, а гласные пропеваются. Еще раз пальцами рук проконтролируем расстояние между зубами через расслабленные мышцы щек.
10. Давайте исполним песню от начала до конца. Проследите за своей певческой установкой. Сядьте прямо, упритесь ногами в пол, а руки свободно положите на колени. Прошу вас внимательно следить за моими дирижерскими указаниями.
После второго куплета, 6 тактов фортепианного проигрыша мы будем сопровождать притопами и хлопками.
- Молодцы, ребята! Наша песня получилась выразительной, живой и зажигательной!


4. Заключительная часть.
Е.В.: Вот и подошло к концу наше занятие. Пора подводить итоги. Сегодня мы работали над хоровым унисоном, дикцией и красивым голосоведением. Дети, вы все молодцы, работали на уроке активно, выполняли все упражнения, отвечали на вопросы и старались исполнять песни выразительно. Уже лучше держите осанку, следите за слитным и красивым звучанием гласных в словах, стараетесь «округлять» гласные звуки. Вы внимательно следили за моим дирижерским жестом, старались его понимать.
А теперь я прошу вас оценить нашу совместную работу на уроке. Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу.
Кто считает, что хорошо поработал, пусть споет – «ДА», а кто считает, что еще не все получается – «НЕТ».
(Дети дают оценку своей работе.)
Е.В.: Я вижу, что большинство спели «ДА», значит, наша работа удалась! Но не все «округлили» свое «А». И унисона не получилось.
Пожалуйста, пропойте «ДА» еще раз (дает тон, дети поют).
Е.В.: Домашние задание:
1. Дома перед зеркалом повторять упражнения и скороговорки.
2. Нарисовать иллюстрацию к песне «Плясовая». Ваши рисунки мы поместим на выставку «Мы рисуем музыку».
Е.В.: Спасибо за работу на уроке! Вы очень хорошо работали!
«До свидания, дети» (поет).
Дети: «До свидания!» (поют по трезвучию).
Дети выходят из класса.
Методы обучения:
Методы обучения, в основе которых лежат способы организации занятия:
Словесный
Наглядный
Практический
Методы обучения, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Информационно-рецептивный
Эвристический
Список литературы для детей:
Л. Абелян. «Как рыжик научился петь»
Маргарита Белованова «Азбука пения для самых маленьких»
 Струве Г.А. Школьный хор. – М.: Просвещение, 1981.






Приложение 1. «Бронтозаврик»




Приложение 2. «Венгерский народный танец»


Приложение 3. «Венгерский народный танец»













15

Приложенные файлы

  • doc 282519
    Размер файла: 1 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий