Конспект урока по теории и методике музыкального воспитания с практикумом на тему «Роль тембра в создании музыкального образа» — музыка, уроки


Министерство образования и науки РФ
Департамент образования Ивановской области
ОГБПОУ «Кинешемский педколледж»
Конспект урока по теории и методике музыкального воспитания с практикумом на тему «Роль тембра в создании музыкального образа»
Зубкова М. В.,
преподаватель Теории и
методики музыкальноговоспитания с практикумом
2016
Цели урока:
Раскрыть сущность понятия «тембр в музыке».
Показать значение тембра как важнейшего средства музыкальной выразительности.
Определить связь между тембром и музыкальным образом.
Оборудование:
презентация;
наглядно-дидактическое пособие «Дерево целей»;
таблицы «Музыкальные средства выразительности»
Ход урока
Деятельность педагога Деятельность студентов
- Какую тему мы с вами изучаем?
Слайд №1
- Какие музыкальные средства выразительности вы уже знаете?
- О каком же средстве музыкальной выразительности будем говорить сегодня? Посмотрите на экран.
Слайд №2
- Назовите тему нашего урока
- В чем же заключается значимость и важность этой темы, почему мы ее изучаем? Тембр, как мы видим из таблицы, продолжает цепочку уже известных нам средств музыкальной выразительности, он занимает в ней определенное , очень важное место и это звено из цепочки под названием «тембр» нельзя ни удалить, ни заменить.
- Наш сегодняшний урок и будет посвящен проблеме о том, какова же роль тембра в этом перечне музыкальных средств выразительности, т. е. какова роль тембра в создании музыкального образа?
- Для лучшего усвоения нового материала по этой теме давайте вспомним, что вы уже знаете о средствах музыкальной выразительности. Для этого и будем устанавливать связи с уже известным нам материалом.
- На предыдущих занятиях вы заполняли вот такую таблицу Слайд №3
- Давайте вспомним по порядку самое главное о динамических оттенках и ладе. После каждого вашего ответа будем сверять его с правильным вариантом на слайде Слайд №4-6.
- Что же нового предстоит нам сегодня на уроке узнать о тембре? Давайте познакомимся с планом урока:
План
Понятие «тембр в музыке».
Значение тембра как выразительного средства в музыке.
Тембр и музыкальный образ.
- Итак, познакомимся с понятием «тембр в музыке» и значением тембра, узнаем, какая существует связь между музыкальным образом и тембром, попробуем, также, принять участие в создании музыкального образа.Напоминаю, что по ходу урока необходимо заполнять таблицу «Музыкальные средства выразительности» о тембре.
- Будем формулировать цели нашего урока исходя из вопросов плана урока.
- Переходим к первому вопросу «Понятие «тембр в музыке»». Начиная с первого вопроса будем составлять «Дерево целей ». Это пособие вам хорошо знакомо: на каждой веточке этого дерева имеется начало фразы, обозначающее цель, которую вы должны продолжить до конца. Итак, пробуем сформулировать цель к первому вопросу, опираясь на план урока.
- Цель к первому вопросу поставлена Слайд №8.
Внимательно прислушайтесь к моим словам:
теплый – холодный;
легкий – тяжелый;
мужественный, бархатистый, прозрачный… Если найдется на Земле человек, который никогда не слышал музыки, он вряд ли поверит, что эти слова относятся к невидимому и неосязаемому звуку, к описанию его тембра. Слово «тембр» произошло от французского и имеет два перевода:
колокольчик
окраска звука, другими словами,
окраска звука позволяет нам отличать друг от друга все многообразие звуков окружающего мира, а также самую разную по характеру музыку.
- Что же это за источники, которые могут издавать различные звуки или музыку, назовите их.
- Слайд №8.Именно с помощью тембра мы можем различать все это огромное многообразие звуков и музыки.
- Попробуйте дать самостоятельно определение тембра, ведь изучая тему «Звук» мы уже упоминали о тембре как о свойстве звука. Слайд №9.
- Добавлю, что это еще и характер звучания, присущий тому или иному музыкальному инструменту или голосу. Физическая природа тембра заключается в том, что звучащий предмет – струна, колокольчик – издает не только один основной звук, но и еще несколько более высоких призвуков, которые человеческим ухом отдельно от основного звука не воспринимаются, но все вместе они создают неповторимую окраску звучания. Поэтому тембр звука определяется полным набором всех этих призвуков, которые называются обертонами. В звуке может быть разное количество обертонов: 2, 3, 4, а может быть и больше. Чем больше обертонов, т. е. призвуков, тем ярче тембр звука.
Итак, что же составляет сущность понятия «тембр в музыке»? Запишите в таблицу – Слайд №10 Сущность понятия «тембр в музыке составляют»:
- окраска звука;
- характер звучания музыки;
- сам звук и его обертоны.
Переходим ко второму вопросу нашего плана: «значение тембра как выразительного средства в музыке». Сформулируйте очередную цель нашего урока…
- Давайте представим, что все призвуки или обертоны, которые окружают основной звук, вдруг исчезнут? Что же тогда произойдет с тембром?
- Предлагаю первое творческое задание, которое покажет, как вы умеете управлять тембром своего голоса и как вы умеете менять тембр своего голоса.
Слайд №11.
На слайде вы видите пять известных потешек, которые вам надо сейчас озвучить, передавая разное настроение в каждой потешке разным тембром голоса. Задание будем выполнять поочереди. (Студенты озвучивают потешки радостно, спокойно, ласково, испуганно, шутливо.)
- Обобщаю: умение владеть тембром своего голоса очень важно, особенно для будущего воспитателя.
- В определенных жизненных ситуациях звучит самая разная музыка: разная по характеру, разная по настроению, разная по тембру… Предлагаю вам послушать 2 музыкальные пьесы, но их название не сообщу. Вам необходимо не только дать свое название этим пьесам, но и сказать, каким тембровым звучанием они окрашены?
- На втором, более трудном задании остановлюсь подробнее: это задание называется «Цепочка тембровых ассоциаций» Слайд №12. Каждая из двух пьес, которые сейчас прозвучат, имеют свою тембровую окраску. Хотелось бы узнать, с какими чувствами, характером музыки у вас ассоциируется эта тембровая окраска? Для этого по цепочке, не повторяя друг друга, будете называть эти ассоциативные слова. Должна получиться вот, примерно, такая «цепочка»… Слайд №13.
«Цепочка тембровых ассоциаций»
1.
легкая изящная 2.
тяжелая неуклюжая - А теперь самое трудное условие задачи: слушать обе пьесы будете только 1 раз. Это задание покажет, насколько внимательно вы умеете слушать музыку.
- Что помогло вам создавать эту «цепочку ассоциаций»?
- Обобщаю: благодаря тембровой окраске своего звучания музыка способна вызывать самые разные чувства.
- Продолжаем нашу работу и переходим к третьему вопросу: «Тембр и музыкальный образ».
- Обращаюсь вновь к нашим целям: вы называете, а я дописываю очередную цель урока на нашем «Дереве целей» - определить связь между тембром и музыкальным образом.
- Как вы думаете, обо всем ли нам может рассказывать музыка или у нее есть какие – то ограничения?
- Да, действительно, возможности музыки действительно безграничны! Т.к. музыка – это самый эмоциональный вид искусства. Но музыкальное искусство обладает еще одной особенностью: музыка живет, пока звучит! А чтобы музыка зазвучала, ожила, нужен музыкант – исполнитель, который сыграет ее на каком – то музыкальном инструменте, либо исполнит ее голосом. И только в тот самый миг, когда пальцы музыканта коснутся музыкального инструмента или зазвучит его голос происходит чудо… чудо рождения музыки, рождение музыкального образа.
- А сейчас посмотрите вокруг… Оказывается, каждый предмет, который нас окружает будет звучать, если по нему ударить! И что здесь самое интересное – каждый из предметов будет звучать по – своему! В музыкальной практике ударными называются все инструменты, производящие шум.
Их так и называют – «шумовые ударные инструменты». Но у всех этих инструментов шум особенный, красивый, он очень нужен музыке!
- А сейчас я предлагаю вам стать творцами этого особенного, красивого шума с помощью тех инструментов, которые лежат на ваших столах. Будем сопровождать музыку, исполненную на аккордеоне. Студентка 4-го курса музыкального отделения сыграет для нас на этом инструменте. Пьеса прозвучит 2 раза без перерыва: 1-й раз вы внимательно слушаете музыку и выбираете для подыгрывания один инструмент, а второй раз начнем все вместе подыгрывать по моей команде.
- А сейчас поговорим о тембре музыкальных голосов, которые также способны создавать неповторимые музыкальные образы. Музыкальные голоса четко различаются по высоте, а значит и по тембру. Слайд №14.
- Сейчас вы услышите живое звучание женского голоса. Прозвучит песня «Мама», муз Пономаревой в исполнении также студентки 4–го курса музыкального отделения. Определите, к какой группе женских голосов относится этот голос?
Слайд №15.
- А сейчас, когда наш урок близится к завершению, хочу предложить вам еще раз «поиграть с тембром», принять участие в создании песенного образа. Сейчас прозвучала очень трогательная, чувственная песня. Но мы постараемся сделать эту песню еще более волшебной и незабываемой!
- Хочу пригласить кого-то из вас по желанию подыграть звучанию этой песне на «треугольнике».
- Давайте сравним первое исполнение песни и второе.
- Подведение итогов урока.
Благодарю всех, урок окончен.Музыкальные средства выразительности.
- Динамические оттенки и лад.
- Роль тембра в создании музыкального образа.
- Раскрыть сущность понятия «тембр в музыке»
- Голоса природы, звуки окружающего мира, музыкальные инструменты и человеческий голос.
- Тембр – это окраска звука.
- Доказать, что тембр является одним из важнейших выразительных средств в музыке.
- Тембр потеряет свое главное качество – он перестанет окрашивать звуки, исчезнет разноголосица. Все будут говорить и петь одинаково, как роботы.
- Помогал тембр звучания и характер музыки.
- Музыка, как и любой другой вид искусства, способна выразить все!
- Студенты подыгравают на инструментах – шумелках пьесе, которая исполняется на аккордеоне.
- Этот голос называется сопрано.
- Студентка подыгрывает звучанию песни на «треугольнике».
- Второе исполнение песни было еще более эмоциональным и усиливающим впечатление.

Приложенные файлы

  • docx 266406
    Размер файла: 28 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий