Методический семинар по теме Педагогическая мастерская — начальные классы, прочее


-635-81723ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
«УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ - 2017»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ
«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
«Коль ты, мудрец, других мудрей,
Сто человек учи!
Зажечься смогут сто свечей
Лишь от одной свечи!»
Катран
В прошлом люди не знали, что Земля имеет шарообразную форму и постоянно движется в космическом пространстве. Многие думали, что Земля плоская и покоится на трёх огромных китах. Отсюда и пошло выражение «три кита», которое означает основу, фундамент чего-либо. Так фундаментом, на котором стоит «мой педагогический остров» в начальной школе, является технология педагогических мастерских.
Педагогическая мастерская, или Ателье, как форма, метод обучения появилась не на пустом месте. Идеи свободного воспитания Л. Н. Толстого, практическая деятельность С. А. Радчинского, исследования Л. С. Выготского, теоретическое наследие А. С. Макаренко, а также творческий союз учёных и практиков Франции- стали основой практического моделирования педагогических мастерских. Можно считать, что мастерская представляет собой интеграцию зарубежных и отечественных школ педагогического опыта.
Актуальность данной технологии заключается в переходе от ЗУНов к системно-деятельностной модели обучения через сотрудничество, совместный поиск. Деятельностный подход предполагает, что ребёнок в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то. Главное в технологии мастерских не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, будь то естественно-научное исследование, логический анализ текста, исследования исторических первоисточников, средств создания предмета прикладного искусства. Задача мастера передавать способы работы, а не конкретные знания.
Основные идеи этой технологии: обращение к личности ребёнка, свободный творческий поиск и выбор пути познания, свободное взаимодействие, общение и обмен информацией, а также совокупность познавательного процесса с реализацией игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности.
«Французская мастерская»- это нестандартная организация учебно-воспитательного процесса, которая создаёт творческую атмосферу, психологический комфорт и дарит радость сотворчества.
Я всегда задаю себе вопрос, а как сделать так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, мог оценить свои возможности, преодолев страх, отвечая учителю, а самое главное – научился свободно мыслить? Педагогическая мастерская строится на особенностях образовательного процесса, которые отвечают на мой вопрос:
создание атмосферы сотворчества в общении;
включение эмоциональной стороны ребёнка, обращение к его чувствам;
необходимость личной заинтересованности ученика в изучении темы;
совместный поиск истины мастером и учащимися;
подача мастером необходимых знаний малыми дозами;
исключение официального оценивания;
самооценивание работ, самокоррекция, самоизменение на этапе социализации, через афиширование и рефлексию.
Творческий процесс в мастерской является главным технологическим средством достижения цели обучения, открытия новых знаний, формулирования правил, создания текста, приобретения опыта исследования.
Законы мастерской:1. Равенство всех участников. 2. Право каждого на ошибку.
3. Безоценочная деятельность (Особенно трудно не хвалить!)
4. Предоставление свободы.5. Неопределённость, загадочность. Только при этих условиях возникает творчество.6. Диалог — главный принцип сотрудничества.
7. Организация и перестройка реального пространства.
8. Мастер формулирует задание и не отвечает на вопросы. 
Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (элементы технологии).
Основные методические приёмы – элементы технологии: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, рефлексия.
Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное. Например, в первом классе, создаётся эмоциональный настрой на проведение урока. Чтобы усадить ребят за парты, я задаю вопросы, которые включают в работу каждого ребёнка:
- Сядьте те, у кого имя начинается на букву «Н».
- Кто живёт на улице Сляднева?
- У кого день рождение летом?
- Кому уже исполнилось 8 лет?
- Кто любит праздник Новый год?
А в четвёртом классе на уроке математики индуктором по теме: «Арифметические действия над числами» послужило следующее задание. Дети заходили в кабинет, при этом каждый брал карточку с примером, решал этот пример и садился за тот стол, номер которого получился в ответе.
Самоконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного. Например, представим, что с одной стороны класса у нас находится лес, а с другой- жилище человека. По команде учителя: «Раз-два-три животного в свой дом неси!» Нужно правильно распределить животных по их месту обитания.
Социоконструкция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки. Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель. Например, на уроке литературного чтения предлагается учащимся сочинить «наизнанку» сказку про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.
Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Например, на уроке математики в 4 классе ребята составляют столбчатую диаграмму по таблице и делают вывод, кто самый быстрый из предложенных птиц, а кто летает медленнее всех. Затем происходит следующий этап алгоритма мастерской. Представление диаграммы, которое сопровождается рассказом и демонстрацией фотографий птиц- это афиширование.
Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы. Этот этап может проходить в форме игры, например, «Угадай, кто это нам даёт?» Ребята работают в группах, у каждой группы своё животное, необходимо проследить историю продуктов питания и вещей, полученных благодаря этому животному. Данная игра позволяет добиться метапредметных результатов, а так же развития личностных, познавательных и коммуникативных УУД.
Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, анализ осуществлённой им деятельности, обобщение чувств, возникших в мастерской, отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения. Например, урок окружающего мира по теме: «Дикие и домашние животные» в 1 классе. Рефлексия на данном уроке помогает проанализировать учащимся движение собственной мысли, чувств. Пчела- труженица, домашнее насекомое, для получения 100 граммов мёда необходимо взять нектар у 1 000 000 цветков. Поэтому ребята, помогая пчёлам, сажают на поляну цветы синего и красного цвета, анализируют собственную деятельность на уроке.
Уроки в общеобразовательной школе, реализуемые через технологию педагогических мастерских несут на себе печать индивидуального авторского стиля. Мастерские по самопознанию, а также отношений и ценностных ориентаций имеют, с одной стороны, диагностический характер, а с другой- помогают учителю и учащимся выстроить систему ценностей на основе соотнесения личного опыта и достижения предметных и метапредметных результатов.
Освоение технологии «Педагогических мастерских», позволяет мне овладеть компетентностью учителя начальной школы, обусловленной Требованиями к условиям реализации ФГОС НОО, а именно, эффективно использовать имеющиеся в школе условия и ресурсы, собственный методический потенциал для реализации задач нового содержания образования. Я реализую профессиональную потребность в обеспечении выбора таких приемов и форм работы, которые обеспечат каждому ученику свой, индивидуальный путь к успеху, что полностью соответствует требованиям ФГОС НОО.
Хочется вспомнить притчу: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. Моя «мастерская» даёт мне возможность почувствовать себя мудрецом…

Приложенные файлы

  • docx 264282
    Размер файла: 55 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий