Сочинение-допуск по повести Н.В. Гоголя Портрет — литература, уроки


И.А.Суязова,
учитель высшей категории
МКОУ «Каменская
СОШ № 1 с УИОП»
10 класс
Тема урока: Подготовка к итоговому сочинению-допуску по повести Н.В.Гоголя «Портрет».
Урок рассчитан на 3 часа
План работы
Час 1 – аналитическая работа по повести Н.В.Гоголя «Портрет»
(урок внеклассного чтения. Произведение изучалось в 8 классе).Час 2 - знакомство с направлениями, структурой сочинения, критериями оценивания, требованиям к сочинению; обсуждение тем, предложенных учителем по разным направлениям.
Час 3 – групповая работа над сочинением-допуском, которая завершается дома.
Цели урока:
Обучающая:
обобщить знания по теме «Итоговое сочинение»: требования к сочинению-допуску, критерии оценивания,
научить писать сочинение-допуск,
закрепить навыки самостоятельно конструировать свои знания, излагать мысли устно и письменно, систематизировать свои знания, аргументированно доказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
воспитать вдумчивого и внимательного читателя,
воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи;
воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа произведений Н.В.Гоголя
Развивающая:
развивать познавательные навыки учащихся,
развивать критическое и творческое мышления,
развивать умение учащихся увидеть, сформулировать и решить проблему.
Ход урока
Час 1
I. Введение в тему...
Приём «Отрицательные цитаты»
Задание: прочитайте эпиграмму Ю.Благого:
Нам, товарищи, нужны
Подобрее Щедрины
И такие Гоголи,
Чтобы нас не трогали.
Как вы понимаете смысл этой эпиграммы?
Дайте толкование слову «порок» (ПОРОК – это нарушение нормы, нравственный недостаток, противопоставленный добру.Какие пороки высмеивает Николай Васильевич в повести «Портрет», заставляя нас посмотреть на себя со стороны? (Запись на доске слов «зависть», «злоба», «тщеславие», «жадность», «эгоизм», «гордыня», «лицемерие»)
Как вы понимаете лексическое значение данных слов?
ЗАВИСТЬ – чувство раздражения и досады, неприязни и враждебности, вызванное благополучием, успехом другого человека.
ЗЛОБА – это чувство гневного раздражения, недоброжелательности, враждебности по отношению к кому-либо, ко всему внешнему миру.
ТЩЕСЛАВИЕ – кичливое высокомерие, любовь к славе, к почитанию.
ЖАДНОСТЬ – стремление удовлетворить неумеренное, чрезмерное, ненасытное желание, алчность.
ЭГОИЗМ – завышение значимости собственной персоны. Выражается в пренебрежительном отношении к интересам остальных.
ГОРДЫНЯ – непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм, зазнайство, неуважение к другим людям.
ЛИЦЕМЕРИЕ – способность человека, не имеющего ни капли искренности, занимать выгодную для себя позицию. Проявляется в умении в нужный момент надеть подходящую «маску» притворства, чтобы выглядеть в чужих глазах лучше, чем он является в действительности, не оголяя при этом собственной сущности.
II. Аналитическая беседа
1) Составление схемы «Нравственный выбор: путь ДОБРА или путь ЗЛА?»
Скажите, можно ли при рождении ребёнка определить, каким он станет – злым или добрым, искренним или лицемерным, завистливым или радующимся успехам других?
Как же так происходит, что человек из маленького ангелочка становится эгоистом? Что лежит в основе этого превращения, в основе собирания пороков?
Значит, можно сказать, что перед каждым из нас стоит нравственный выбор: какой путь выбрать – путь добра, чести, милосердия или путь зла, бесчестия, равнодушия?
Может ли добрый, честный, скромный человек в одночасье стать злым, завистливым, тщеславным, бесчестным?
Какой момент стал переломным, ключевым в изменении характера Чарткова, в его выборе жизненного пути?
ЧАРТКОВ
НАХОЖДЕНИЕ ДЕНЕГ
Каким был Чартков до нахождения денег? (Составляем схему на доске и в тетрадях, заполняя первый столбик)
Каким стал, найдя деньги ростовщика? Какие изменения происходят в Чарткове?
(Составляем схему на доске и в тетрадях, заполняя второй столбик)
ДО ПОСЛЕ
Бедный
Неизвестный
Талантливый
Честный
Скромный
Добрый Богатый
Известный
Потерявший талант
Лицемерный
Тщеславный
Злой
О каких двух путях размышляет герой, когда видит деньги, найденные в раме портрета?
Что для души Чарткова было благом, а что злом? (Продолжаем заполнять схему на доске и в тетрадях)
Спокойно поработать года три для себя, не торопясь, не на продажу, и быть славным художником «Одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую...»

Благо: быть в бедности, Зло: быть богатым, но потерять себя
но сохранить себя
2) Приём «Мозговой штурм» (работа в группах)
Задание: перед вами ступени нравственного падения Чарткова. Ваша задача – работая с текстом повести, изобразить на каждой ступени этапы падения Чарткова. Этапы назовите. Рядом запишите фрагменты текста, подтверждающие ваши слова.
НАЧАЛО
ЖИЗНЕННОГО ПУТИ:

ДОБРО
ЧЕСТЬ
ТАЛАНТ





ЗЛО
БЕСЧЕСТИЕ
ПУСТОТА
ДУХОВНАЯ
СМЕРТЬ
КОНЕЦ
ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
(физическая смерть)
Вопросы-помощники:
1) Что мы узнаем о молодом художнике в начале повести?
2) Что испытывает Чартков при виде денег? Над каким нравственным выбором поставила его жизнь?
3) Справился ли герой с задачей, заданной ему самой жизнью: что выбрал – путь добра и чести или путь зла и бесчестия?
4) Меняется ли отношение Чарткова к своей работе, к людям после того, как у него появились деньги?
5) Что пишут о нём в газетах? Какая черта характера начинает резко проявляться у Чарткова в связи с этими публикациями в газете?
6) Что происходит с талантом художника? Почему?
7) Что почувствовал художник, когда понял, что потерял свой талант?
8) Что заставило его задуматься над вопросом: «Но точно ли был у меня талант?»?
9) Меняется ли его цель жизни? Почему? Когда?
10) Каково его отношение к другим художникам? Почему зависть «заполонила» его душу?
11) Как закончил жизнь Чартков?
12) Почему духовная смерть приводит в физической?
3) Проверка работы (заполнение схемы «Ступени нравственного падения Чарткова»
НАЧАЛО
ЖИЗНЕННОГО ПУТИ:

ДОБРО
ЧЕСТЬ
ТАЛАНТ
«...он сидел, уставивши
неподвижно и бессмысленно
свои глаза в пустой воздух Нахождение
не будучи в состоянье денег
оторваться...»,
«думал о будущей жизни...», «Что
с ними делать?», «...могу запереться в
комнате, работать...могу быть Нравственный
славным художником», «одеться в выбор
модный фрак, разговеться после долгого жизненного
поста, нанять себе славную квартиру. ..» пути
«Теперь в его власти было всё то, на что он Окончательнаяглядел доселе завистливыми глазами, чем любовался смена жизненных
издали, глотая слюнки...» приоритетов

«С тайным удовольствием прочитал...», «это было для Известность, тщеславие
него новостно», «ему льстило», «Ваши портреты, Заказная статья в газете:
говорят, верх совершенства» «ГЕНИЙ!»

«Кисть его хладела и тупела, и он нечувствительно заключился Потеря
в однообразные, определённые, давно изношенные формы» таланта

«Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество.
Купивши картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату
и с бешенством тигра на неё кидался, рвал...». «Вдруг он почувствовал к Зависть, злоба
нему зависть»
ЗЛО
БЕСЧЕСТИЕ
ПУСТОТА

КОНЕЦ ДУХОВНАЯ
ЖИЗНЕННОГО ПУТИ СМЕРТЬ

ФИЗИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ
Час 2
III. Слово учителя «Итоговое сочинение – что это такое?»1) Знакомство с направлениями 2016-2017 учебного года
Направление 1 «Разум и чувства».
Направление 2 «Честь и бесчестие».
Направление 3 «Победа и поражение»
Направление 4 «Опыт и ошибки»
Направление 5 «Дружба и вражда»
2) Анализ критериев оценивания и требований к итоговому сочинению
Требование № 1. «Объем итогового сочинения».
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения».
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:
1. «Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».
Критерии №1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также «зачет» по одному из других критериев (№ 3- № 5).
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
3) Знакомство со структурой итогового сочинения
Основная часть должна составлять 2/3 всего сочинения, вступление + заключение =1/3 сочинения. Не забывайте об этом.
Например,
вступление =60 слов, заключение = 64 слова, основная часть = 248 слов, итого –372 слова
4) Знакомство с образцом сочинения на тему «Истинно могуч тот, кто побеждает самого себя» (Восточная мудрость). (Направление «Победа и поражение»)
Фрагменты сочинения Комментарий учителя
На Востоке считают, что «истинно могуч тот, кто побеждает самого себя». Так оно и есть! Человек, сумевший преодолеть себя, искоренить свои недостатки, слабости, воспитать в себе силу воли, целеустремлённость, действительно силён. В то же время хочу продолжить эту восточную мудрость: слаб тот, кто идёт на поводу своих ненасытных желаний, кто заносчив, высокомерен и эгоистичен, слаб тот, кто растерял Богом данный талант (пропил, прогулял, растратил впустую). За доказательствами обратимся к произведениям художественной литературы.
(72 слова) 1. Вступление начинается с высказывания, которое предложено в качестве темы.
2. Обыгрывая тему, выходим на тот материал, который будем использовать в качестве одного из аргументов – повесть Н.В.Гоголя «Портрет».
3. В данном сочинении тезис (он выделен), который будем доказывать, написан во вступлении. Может быть иначе: тезис предваряет аргумент (но об этом позже)
4. Последнее предложение является скрепой, соединяющей вступление с основной частью.
5. Не забываем подсчитывать количество слов.
Давайте вместе проследим, что происходит с человеком, не сумевшем устоять перед многочисленными соблазнами жизни, жаждой денег, тщеславием, гордыней, и в этом нам поможет повесть Н.В.Гоголя «Портрет». Николай Васильевич изображает судьбу молодого художника Чарткова, который трудится над своими этюдами и рисунками в бедности, если не сказать, в нищете. Он талантлив, скромен, честен, добр, неизвестен. О его способностях знает только учитель – профессор живописи, который предостерегает своего ученика, говоря: «Смотри, брат, у тебя есть талант, грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец». Казалось бы, что плохого – быть «модным живописцем», но для опытного преподавателя живописи это сочетание слов является синонимом безнравственности, потери таланта, а значит, и потери самого себя. К сожалению, происходит то, от чего предостерегает Чарткова профессор: Герой изменяет самому себе. Получив тысячу червонцев и возможность материально устроить свою жизнь, он принимает решение – жить на широкую ногу. Молодой художник мог бы, не заботясь о хлебе насущном, сосредоточиться на «хлебе духовном», но, увы... он мечтает «получить от жизни всё». Чартков модно одевается, вкусно ужинает, переезжает в новую квартиру на Невском проспекте. Становится ли он от этого сильнее? Внешне, наверное, да: он приобретает славу (в «ходячей газете» появляется заказная статья «О необыкновенных талантах Чарткова»), деньги позволяют ему создать комфорт, он теперь уверен в себе... Но герой, не замечая этого, начинает слабеть, потому что теряет самого себя: теряет талант, теряет уважение учителя, теряет связь с миром художников... «Кисть его хладела и тупела...» Многие знакомые «модного живописца» не могли понять, «как в нём мог исчезнуть талант». А он исчез, потому что пропала душевная сила, потому что умерла душа. В чем же причина его слабости и духовной смерти? Она в его тщеславии, гордыне и зависти, которая разрушает Чарткова изнутри.
История жизни героя - это история его смерти, душевной смерти.
История жизни героя – это демонстрация силы зла и слабости духа. 301 слова 1. Выделенное предложение является переходом (мостиком) от вступления к основной части. Такой мостик должен быть обязательно, потому что все части сочинения должны быть связаны и логически, и грамматически.
2. В основной части данного сочинения нет пересказа повести (к пересказу можно обращаться, если говорить о сюжете произведения, но увлекаться пересказом не нужно!)
3. Цитировать фрагменты текста можно, но увлекаться цитированием не стоит (помните: всё должно быть в меру!) На экзамене у вас такой возможности не будет, если только вы не обратитесь к стихотворным текстам, которые знаете наизусть.
4. В данном сочинении приведён один литературный аргумент. Аргументов может быть больше (2-3).
4. Можно в сочинении употреблять риторические вопросы или вопросно-ответную форму изложения. Это сделает ваше сочинение интереснее.
5. Используется лексический повтор слова «теряет».
6. Вопросно-ответная форма изложения
7. Обычно основная часть, в основе которой – одно произведение, пишется одним абзацем. Однако мини-выводы вы можете выделить в отдельные абзацы, как это сделано в этом сочинении. Использован синтаксический параллелизм, что делает завершение основной части выигрышнее и выразительнее.
8. Не забываем подсчитывать количество слов.
В заключение мне бы хотелось сказать, что человек может быть сильным только в том случае, если он побеждает свои пороки, свои амбиции, свою гордыню. Иначе он слабеет, не замечая того, что становится никому не нужным, поэтому он умирает раньше, чем останавливается его сердце... Сила - в победе самого себя. Слабость – в чёрствости души, в потере себя!
56 слова
Всего слов: 432 слов 1. Напоминаю, что каждая последующая часть сочинения должна «вытекать» из предыдущей, а для этого надо пользоваться скрепами, что вы и видите в заключении.
2. Не забываем о теме сочинения: каждый этап – это её отражение в той или иной форме.
3. Не забываем подсчитывать количество слов. Помним: рекомендованный объём - не менее 350 слов
Час 3
IV. Подготовка к домашнему сочинению-допуску
1) Обсуждение тем сочинений по повести Н.В.Гоголя «Портрет»
Обсуждение ключевых слов.
Обсуждение пути раскрытия каждой темы.
2) Работа в группах
Выбор направления (В каждой группе своё направление, которое выбирается методом жеребьёвки).
Выбор темы сочинения каждой группой.
Работа над вступлением.
Проверка учителем.
Работа над аргументами (первый аргумент – повесть Н.В.Гоголя «Портрет», второй, если понадобится, любой).
Направление Темы
«Разум и чувства» 1) Согласны ли вы с утверждением Генриха Манна, немецкого писателя, сказавшего: «Наш разум пробивается узкой тропой между безднами, которые манят и зовут его»?
2) Желание денег заглушает разум...
3) Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла.
(Фирдоуси)
4) Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств. (М.М.Пришвин)
«Честь и бесчестие» 1) Как вы понимаете смысл высказывания Н.В.Гоголя «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою...»?
2) Согласны ли Вы с утверждением Ф.М.Достоевского «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно»?
3) Совместимы ли понятия «власть денег» и «честная жизнь»?
4) Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. (Конфуций)
5) За бесчестье голова гинет. (Пословица)
«Победа и поражение» 1) Согласны ли вы с утверждением Джами, персидского писателя, поэта, философа, который сказал: «В победе зла – падение твоё. В добре твоём – спасение твоё»?
2) Согласны ли Вы с утверждением, что нет ничего страшнее, чем потеря самого себя?
3) Можно ли преодолеть самого себя?
4) Согласны ли Вы с утверждением Ф.М.Достоевского «Если хочешь победить весь мир, победи самого себя»?
5) «Зло не может позволить себе роскоши быть побеждённым. Добро – может» (Тагор Рабиндранат, индийский писатель, поэт, музыкант)
6) Можно ли победить всепоглощающую страсть к наживе?
«Опыт и ошибки» 1) Ошибка, ценою в жизнь...
2) Всегда ли ошибки, совершённые человеком, дают ему жизненный опыт?
3) Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
4) Цена ошибок на пути приобретения жизненного опыта...
V. Домашнее задание.
Написать сочинение-допуск по выбранной теме.
ПРОБА ПЕРА
СОЧИНЕНИЯ УЧЕНИКОВ и УЧИТЕЛЬСКИЕ СОВЕТЫ
Примечание:
Значком помечены места, где надо сделать вставки.
НАПРАВЛЕНИЕ «РАЗУМ И ЧУВСТВА»
Группа 1
Сочинение ученика Комментарий и советы учителя
Тема сочинения: «Желание денег заглушает разум...»
К каким последствиям может привести преобладание чувств над разумом? Может ли желание денег заглушить разум? Мне кажется, что деньги способны изменить жизнь каждого человека. Ведь деньги – это неотъемлемая часть жизни, которая может разрушить личность, опустив человека на дно. Даже бедный человек, который находит деньги, нередко становится злым, черствым, нечестным и лицемерным. Огромное желание денег оказывает негативное влияние на моральное состояние человека, заглушая его контроль над разумом. Докажем данный тезис, обратившись к произведению Н. В. Гоголя «Портрет».
76 слов Мне кажется, надо вставить предложение, в котором бы содержался ответ на твой вопрос.
В первом абзаце есть речевая ошибка (повтор одного и того слова), попробуй заменить личным местоимением.
Замени подчёркнутую часть сочинения, видоизменив придаточное предложение.
Главные герой произведения «Портрет» Чартков – обедневший дворянин двадцатидвухлетнего возраста. Он одевается очень бедно и совсем не заботиться о своей внешности. Художник Чартков обладает многообещающим талантом. Его учитель пророчит Чарткову большой успех в искусстве, если тот будет работать над собой и развиваться. «Смотри, брат, – говорил ему не раз его профессор, – у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь». К сожалению, Чартков нетерпелив, и эта черта становится для него роковой. Бедный художник мечтает поскорее разбогатеть. Однажды он покупает портрет одного старика. В раме портрета он обнаруживает 1000 червонных, и эти деньги переворачивают всю его жизнь. На деньги из портрета Чартков начинает новую жизнь. Он покупает хорошую одежду, нанимает роскошную квартиру в центре: "Прежде всего зашел к портному, оделся с ног до головы и, как ребенок, стал обсматривать себя беспрестанно; накупил духов, помад, нанял, не торгуясь, первую попавшуюся великолепнейшую квартиру на Невском проспекте..." Пользуясь деньгами, Чартков решает прославиться. Для этого он заказывает в газете рекламную статью о своих картинах. В результате у него появляются богатые клиенты, которые заказывают ему свои портреты: "В душе его возродилось желанье непреоборимое схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету». Вскоре Чартков становится модным художником и вращается в светском обществе: «Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях». Слава Чарткова растет, но вместе с тем умирает его талант. Ему надоедает рисовать одни и те же портреты: "Слава его росла, работы и заказы увеличивались. Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица, которых положенье и обороты сделались ему заученными. Уже без большой охоты он писал их». Кисть "охладевает" и "тупеет": "Кисть его хладела и тупела..." Почувствовав славу и богатство, Чартков обращает всю свою страсть к деньгам. Золото, которое он нашел делается его идеалом и целью. Однажды художник видит красивую работу своего товарища, которая очень сильно его заинтересовывает. После чего, главный герой понимает, что стал бездарностью и ничего талантливого нарисовать больше не может, приходит осознание того, что он сам убил в себе талант, который восстановить уже не удастся. Вследствие этого случая главный герой начинает завидовать всем художникам, скупая понравившиеся ему картины - уничтожает их. В конце Чартков сходит с ума и погибает.
349 слов В подчёркнутом предложении найди и исправь орфографическую ошибку.
Замени подчёркнутое слово. Талант многообещающим быть не может.
Исправь речевую ошибку (Чартков - Чарткову).
Исправь фрагмент предложения «большой успех в искусстве».
Грамматическая ошибка в слове «развиваться». Что должен был делать Чартков – развивать свои способности или развиваться? Исправь ошибку.
В предложении «... эта черта становится для него роковой» есть грамматическая ошибка: черта ЧЕГО? Допиши.
Речевая ошибка (эта – эти).
Проанализируй подчёркнутые предложения. Они и фрагменты текста, которые ты цитируешь, дублируют друг друга. Оставь что-то одно, используя короткие цитаты. Не повторяй одну и ту же мысль.
В подчёркнутом предложении найди и исправь пунктуационную ошибку.
В подчёркнутых предложениях найди и исправь грамматические ошибки.
Подумай над постановкой тире. Уместно ли оно?
В конце чего? Исправь грамматическую ошибку.
Таким образом, Н.В.Гоголь в своём произведении «Портрет» приходит к пониманию того, что деньги - это очень важная часть, которая может очень жестоко повлиять на человека при чрезмерном желании. Власть чувств над разумом очень велика, эта власть приводит к тяжелым последствиям.
Смерть. Вот к чему она привела главного героя данного произведения. «Портрет» - это повесть, которая поселилась в сердце каждого читателя, это рассказ, который заставляет задуматься, это история, которая показывает власть чувств над разумом.76 слов
Всего: 501 слово Часть чего? Допиши. (Это грамматическая ошибка)
Повторяется слово ОЧЕНЬ. Исправь речевую ошибку.
Пропущено логическое звено, попробуй связать эти два предложения.
Убери слово «рассказ», замысел твой понятен и интересен, но есть двусмыслица: складывается впечатление, что ты путаешь жанры. Попробуй заменить подчёркнутые сказуемые заменить одним словом.
НАПРАВЛЕНИЕ «ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ»
Группа 2
Сочинение ученика Комментарий и советы учителя
Тема сочинения: «Во всём есть черта, за которую перейти опасно,
ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно»
Фёдор Михайлович Достоевский выдвигал мысль: «Во всём есть черта, за которую перейти опасно, ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно». Действительно, с этим утверждением нельзя не согласиться, ибо каждому, кто идёт ложному пути, крайне трудно вернуться обратно, на путь истинный. Человек по природе своей не идеален и, выбрав неправильный путь, он поддаётся соблазну перед материальными ценностями, отвергая духовные. Он теряет самого себя, как личность, убивает в себе талант, становясь человеком безнравственным, утрачивая интерес ко всему прекрасному. За доказательствами обратимся к произведениям художественной литературы.
82 слова. Замени словосочетание: во-первых, не очень точно, во-вторых, поставь глагол в форму настоящего времени.
Исправь речевую ошибку (повтор союза).
В подчёркнутых предложениях найди и исправь пунктуационную ошибку.
Сформулируй тезис точнее, исходя из темы сочинения.
Рассмотрим произведение Николая Васильевича Гоголя «Портрет». В данном произведении величайший русский писатель повествует нам о жизни одного талантливого, но бедного художника Чарткова. Он безусловно был мастером своего дела, но, к сожалению, малоизвестным и невостребованным в данном обществе. В его жизни происходит переломный момент, после покупки портрета. На следующее утро, после приобретения обновки, Чартков находит мешочек с деньгами, которые в корне меняют его жизнь. Перед ним сразу открывается два выбора. Первый – путь добра, то есть путь развития своего таланта и себя в целом. Второй – путь зла и бесчестия, путь морального самоуничтожения. К глубочайшему сожалению, одарённый художник Чартков делает свой выбор не в пользу добра. Он выбирает второй путь, с которого он не может сойти. С приходом денег, Чартков потерял свою уникальность, свой талант, свой дар, которым наградила его природа.

В подтверждение вышесказанного тезиса, давайте обратимся к произведению Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». В данном романе главный герой Дориан Грей хочет иметь больше, чем положено простым смертным. Он желает видеть себя вечно молодым и красивым. Этот запрос воплощает в жизнь художник Бэзил Холлуорд. На этом портрете Дориан некогда был прекрасным юношей, но время не пощадило произведение искусства. Достав в очередной раз свой портрет, Грей ужаснулся: на нём было столько морщин, сколько пороков он совершил за свою жизнь. При всём этом, его отражение в зеркале было всё так же прекрасно. В итого автор портрета поплатился за желание заказчика – «оставаться всегда таким, как есть». Сам же Дориан Грей не смог остановиться перед желаниями, которые в дальнейшем съедали его изнутри. В своих пороках он винил всех и пытался забыться в наркотиках. Чудом оставшись в живых, он пытается избавиться от портрета, чтобы облегчить душевные муки. Но сам же погибает от своей руки. Ведь портрет – всего лишь наше отражение, наше зеркало души. У Дориана Грея было всё, что он хотел, но это всё его и погубило.
299 слов Если уверена в определении жанра произведения, указывай его.
Лучше сказать: «знакомит читателя с жизнью одного...».
В подчёркнутых предложениях найди и исправь пунктуационные, речевую и орфографические ошибки.
Открываться два выбора не может. Посмотри в толковом словаре, что такое выбор, и переделай предложение.
Деньги могут прийти? Исправь.
Нечётко сформулированный тезис «тянет» за собой ошибки в аргументации. Свяжи первый аргумент с темой и тезисом, сделав небольшой вывод.
В данном предложении есть грамматическая ошибка. Кроме этого, вышесказанный тезис – в первом абзаце, поэтому надо изменить скрепу.

Допиши: почему не пощадило? Почему именно портрет, а не Дориана? Мысль сказана не до конца.
Пороки совершить нельзя. Исправь.
В подчёркнутом фрагменте предложения найди и исправь пунктуационную ошибку.
В подчёркнутых предложениях нарушено видовременное единство. Исправь грамматическую ошибку.
Подведи итог сказанному, связав мини-вывод с темой сочинения и тезисом.
В заключение мне хотелось бы сказать, что каждый человек ответственен за свой выбор. Иногда этот выбор приводит к чему-то великому, но чаще выбор совершается необдуманно и ради удовольствия. Он губит людей, ведёт их на верную гибель. Жажда наживы и эйфория сильнее чувства собственного достоинства. Поэтому мне хочется пожелать всем делать только осознанные шаги в своей жизни. Не теряйте себя и свой талант!
62 слова
Всего слов: 443 слова Запомни «ОТВЕТСТВЕН», не «ОТВЕТСТВЕНЕН»: в кратких прилагательных происходит усечение суффикса!
Мысль в подчёркнутом предложении ничем не подтверждена: ни в тезисе ничего не было сказано об этом, ни в аргументах. Исправь.
Слово чаще употреблено неверно: нельзя делать такие обобщения: выбор все-таки чаще всего делается обдуманно и осознанно.
Подумай, уместно ли употребление слова «эйфория», которое означает положительно окрашенный аффект или эмоция. Ощущается как внезапное, всезаполняющее чувство счастья, восторга.
Заключение не связано ни с тезисом, ни с аргументами. Его следует переделать.
P.S. Над этим сочинением надо серьезно работать: плохо сформулированный тезис повлёк за собой и ошибки в аргументации, а следовательно, и в заключении. Аргументы можно использовать эти, но их обязательно надо связать с темой сочинения.
НАПРАВЛЕНИЕ «ПОБЕДА И ПОРАЖЕНИЕ»
Группа 3
Сочинение ученика Комментарий и советы учителя
Тема сочинения: Согласны ли Вы с утверждением Ф.М.Достоевского «Если хочешь победить весь мир, победи самого себя»?
Фёдор Михайлович Достоевский сказал: «Если хочешь победить весь мир, победи самого себя». Если человек хочет добиться большого успеха, стать лучшим в своём деле, то ему необходимо приложить все усилия для того, чтобы побороть в себе лень и идти к своей цели. Безусловно, это будет очень сложно, но только так можно победить себя и стать сильной личностью. Обратимся к повестям Николая Васильевича Гоголя «Портрет» и Владимира Железникова «Чучело».
67 слов Нет связи первого предложения со вторым. Это логическая ошибка. Необходимо исправить.
К сожалению, не всегда человеку хватает силы воли для осуществления своей цели и победы над собой. Главный герой произведения «Портрет» – молодой художник Чартков. Он очень талантлив, но не имеет средств на покупку красок, холстов и кистей. Он настолько беден, что не имеет денег даже на еду и на оплату квартиры. Однако, не смотря на нехватку средств, на последние деньги он покупает портрет старика-азиата. Это событие кардинально меняет жизнь Чарткова. Он находит в раме этого портрета большую сумму денег. Перед ним стоит выбор: посвятить себя искусству, а именно, купить всё необходимое для работы и написать множество картин, после чего стать славным художником, или же поддаться искушению, и потратить все деньги на модную одежду, походы в рестораны и театры, парикмахерскую, кондитерскую. К сожалению, Чартков выбирает второй путь. Из доброго, скромного, талантливого и честного человека, он превращается в злого, лицемерного и тщеславного. Выбрав путь славы и богатства, он проигрывает самому себе, что приводит к ужасным последствиям: Чартков умирает.
155 слов Нет скрепы (Например, //Вспомним (в этом случае нужно изменить предложение) //Так, )В подчёркнутом предложении найди и исправь орфографическую ошибку.
Замени сочетание А ИМЕННО на союз ТО ЕСТЬ.
Подумай, может быть, словосочетание ПОДДАТЬСЯ ИСКУШЕНИЮ перенести в другое место (так будет логичнее).
В подчёркнутом предложении найди и исправь пунктуационную ошибку.
Добавь: почему Чартков умирает, свяжи свою вставку с тезисом, который ты выдвинула.
Но бывают и такие случаи, когда человеку удаётся победить себя, а вместе с этим и весь мир. В повести Владимира Железникова «Чучело», рассказывается о девочке, Лене Бессольцевой, которая смогла сохранить в себе человечность, не смотря на жестокое общество. В классе, в котором она училась, постоянно возникали различные конфликты. И вот однажды, когда все ребята решили объявить бойкот одному мальчику – Диме Сомову, она отказалась сделать это. Она поступила так потому, что её часто обзывали, гоняли по улицам, она прекрасно знает, кого это, когда тебя все ненавидят и презирают. Она повела себя гуманно, показав, что она сильная личность, не зависящая от мнения общества.
101 слов Вместо союза НО лучше использовать вводное слово «К СЧАСТЬЮ. Согласна. Хотя и противительный союз НО тоже уместен.
Первое и второе предложения снова не связаны друг с другом. Добавь скрепу.
В подчёркнутом предложении найди и исправь орфографическую и пунктуационные ошибки.
В данном абзаце есть грамматическая ошибка – нарушение видовременного единства. Найди эту ошибку и исправь её.
В подчёркнутом фрагменте предложения найди грамматическую ошибку и исправь её.
Каждый аргумент должен заканчиваться мини-выводом, связанным с тезисом. Допиши его.
Мне кажется, надо усилить этот аргумент, больше связав его с темой сочинения.
Таким образом, проанализировав две повести, можно сделать вывод, что только когда человек побеждает самого себя, он сможет многого добиться, победив весь мир. В любой ситуации нужно оставаться человеком, не забывая о моральных ценностях.
33 слова
Всего слов: 356 В подчёркнутом фрагменте предложения найди и исправь пунктуационную ошибку.
Заключение надо немного увеличить. Не очень красивое соотношение: 67 слов - вступление, 33 слова – заключение.
Последнее предложение «увела» от темы. Исправь его.
НАПРАВЛЕНИЕ «ОПЫТ И ОШИБКИ»
Группа 4
Сочинение ученика Комментарий и советы учителя
Тема сочинения: «Ошибка, длинною в жизнь...»
В мире не бывает идеальных людей, ведь жизнь - это дорога, которая имеет множество разветвлений и не всегда удается найти правильный путь. Совершая эти ошибки человек обретает опыт, который поможет выйти на верную тропу, а если совершили ошибку, поможет ее исправить. Но если игнорировать пути исправления, то эта ошибка может стать длинною в жизнь. За доказательством обратимся к произведению художественной литературы.
61 слово В первом и втором предложениях найди и исправь пунктуационную ошибку.
В последнем предложении лучше написать «к художественной литературе», а не «к произведению художественной литературы». Если ты выбираешь тот вариант записи, который у тебя есть, то тогда укажи произведение, которое берёшь в качестве аргумента.
Для доказательства я хочу обратиться к повести Н.В.Гоголя «Портрет». В образе Черткова мы видим доброго, честного, чистого душой человека.
Он был очень творческой личностью и очень хорошим художником, любящим свой род деятельности, хоть он и не делал его известным, и не приносил прибыли. Покупка портрета принесла в его жизнь очень большие изменения, а началось это все с того, что он нашел в этом портрете деньги и перед ним был очень сложный выбор: «Что с ними делать?». На его жизненном пути произошла развилка и он должен был выбрать из двух путей. Первый путь был очень сложный. Там его ждали годы упорных тренировок, полное погружение в отработку своих навыков, а деньги тратить только на материалы для работы. Второй путь был легок – потратить деньги на развлечения: «одеться в модный фрак, нанять себе славную квартиру, посетить тотчас же театр, кондитерскую…». Этот путь манил, ведь там его (КОГО?) ждала праздная жизнь. И вот, даже не думая, герой выбирает дорогу полегче. Он начинает добиваться известности деньгами, хотя, я думаю, что он вполне мог всего добиться сам. Не замечая (ЧЕГО?), он начал меняться, только эти перемены губили его. Они убивали в нём душу, а вместе с ней исчезал тот Чертков, который всем сердцем любил рисовать. Вместо света он выбрал тьму, добро заменило зло, а его душа стала гнить, она наполнилась эгоизмом, тщеславием, завистью, лицемерием, гордыней, алчностью, жадностью. И эти «язвы», в конечном счете, убили его духовно. Вместе с этим в нем угас талант, то, что он любил больше всего, то, что, казалось бы, нельзя потерять, покинуло его. А дольше была уже не жизнь, было существование, которое вскоре закончилось. Ошибка, длиною в жизнь, привела к гибели.
269 слов Сравни последнее предложение во вступлении и первое предложение в основной части. Найди и исправь речевые ошибки.
Предложение «В образе Чарткова...» следует исправить, потому что образ меняется на протяжении повести, кроме этого, в образе мы не можем видеть личность.
Имя прилагательное «творческой» не сочетается с наречием «очень».
Повтор слов «очень», «этот». Это речевая ошибка, которую следует исправить.
Нужно употреблять слово «хотя», а не «хоть». Речевая ошибка, которую необходимо исправить.
В подчёркнутых фрагментах предложений найди и исправь пунктуационные ошибки.
Вместо слова «принесла» лучше употребить слово «привнесла».
Замени словосочетание «произошла развилка» или измени всё предложение.
Внеси исправление во фрагмент предложения «а деньги тратить только на материалы для работы».
Внеси исправление во фрагмент предложения «который всем сердцем любил рисовать»
В заключение мне бы хотелось сказать, что выбор преследует нас всегда. Важно вовремя понять ошибку и исправить ее, не допустить того, что душа наполнится чернотой, ведь если она погибнет, жизнь превратится в существование. Главное - суметь победить в себе Черткова. Мы сами строим свою судьбу, и то, какой будет наша жизнь, зависит только от нас и ни от кого больше.
59 слов
Всего: 389 слов Первое, о чём должна идти речь в заключении, - это обобщение сказанного по теме сочинения с опорой на тезис и аргументы, то есть надо подвести итог тому, о чём написано выше. Ты говорила не столько о выборе, сколько о ошибке, которая может изменить жизнь человека. Сделай вставку.
Замени выделенное местоимение, устранив двусмыслицу: она – чернота или душа? Личное местоимение всегда заменяет то существительное, которое находится ближе.
Сочинения для редактирования
1
Согласны ли Вы с утверждением, что нет ничего страшнее, чем потеря самого себя?
Существует такое утверждение, что нет ничего страшнее, чем потеря самого себя. Я соглашусь с этим высказыванием. Ведь когда человек идёт на поводу различных соблазнов и желаний, слабеет душой, становится злым, завистливым, лживым, тщеславным и лицемерным, тогда он может навсегда потерять себя, друзей и близких. Поэтому нет ничего страшнее этого порока. За доказательствами обратимся к произведениям художественной литературы.
Чтобы убедиться в том, что человек, будучи одержимым многочисленными соблазнами, тщеславием и завистью, теряет себя, обратимся к произведению Николая Васильевича Гоголя «Портрет». В своей повести Николай Васильевич изображает судьбу молодого талантливого художника Чарткова, который живёт в нищете и едва сводит концы с концами. Но однажды главный герой находит в одном из портретов свёрток с надписью «1000 червонцев». После этой находки он становится перед выбором: «запереться в мастерской года на три и поработать не на продажу, а для себя» или пуститься во все тяжкие и тратить деньги на свои многочисленные желания. К моему глубочайшему сожалению, Чартков выбирает второй путь. Именно с этого момента он и начинает терять себя. Погружённый в сладости богатой жизни, он не замечает, как пропадает его талант. Не смотря на это, главный герой становится известным художником, востребованным во многих кругах богатого населения. Молодой художник из ясного таланта превращается в злого, завистливого, лицемерного и тщеславного скрягу. Потерял ли он себя? Безусловно, да: он уже никогда не станет таким, каким он был раньше. Жажда денег и множество соблазнов уничтожили его как человека, как личность, уничтожили его душевную силу. Сможет ли Чартков спасти себя? Уже не сможет: заглушённый чувством зависти, бедняга умирает от горячки, соединившейся с чахоткой. После смерти главного героя всем становится ясно, что он шедевры, на приобретение коих он потратил огромную часть своего состояния, были им жестоко уничтожены. Эта история должна затронуть многих, ведь она учит людей жить правильно, выбирать лучший жизненный путь, преодолевать все тяготы и бороться со своими пороками.
В заключение мне хотелось бы сказать, что ни в коем случае нельзя идти на поводу у своих соблазнов и желаний, нельзя падать в эту беспросветную бездну тщеславной и лицемерной жизни, нельзя становиться злым и завистливым, как Чартков, а нужно оставаться добрым, честным и скромным, ведь нет ничего страшнее, чем потеря самого себя.351 слово.
2.
Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств. (М.М.Пришвин)
Михаил Михайлович Пришвин считал, что «есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств». Так оно и есть! Человек, имея от природы самую совершенную нервную систему, является владельцем разума. Но, помимо разума человеку присущи чувства; их может быть огромное количество, они могут быть самыми разными: чувство счастья, чувство любви, чувство зависти, чувство грусти, чувство одиночества и так далее, можно перечислять бесконечно. Пожалуй, одним из самых актуальных вопросов о природе человека является взаимодействие разума и чувств. За доказательствами истинности данного тезиса обратимся к работе Н. В. Гоголя «Портрет».
Давайте вместе попробуем разобраться, есть ли взаимосвязь между вышеназванными составляющими сущности человека, и, если она есть, то какова ее природа. Рассмотрим образ главного героя произведения: Чартков - молодой и талантливый художник, но, к сожалению, бедный; человек, который умеет восхищаться чужим превосходством, а не завидовать, пожалуй, это одно из самых прекрасных умений, свойственных человеку; он трудится, выкладывая все свои способности красками на холсте, но его внутренний мир ущемляет одно но: такие же как и он молодые художники получают за свои работы целые состояния, а ему лишь остается и дальше работать в нищете, и дальше быть неизвестным талантом, о котором знают единицы. В один прекрасный день Чартков посещает картинную лавку и ему попадается очень необычный портрет пожилого человека, зацепивший его душу выразительностью глаз старика; практически не обдумывая, Чартков отдает последние деньги за эту работу. И вот здесь-то мы и можем проследить взаимодействие чувств и разума. Не задумываясь о том, что денег практически нет и жить не на что, главный герой слушает свои чувства и покупает понравившуюся ему картину. Именно эти чувства, управляющие Чартковым в ту роковую минуту, мы можем назвать «затемняющими». Далее с главным героем произведения начинают происходить самые необычные явления. Ему везде мерещатся эти глаза с портрета. Магическим образом получив крупную сумму денег и став богатым, Чартков получает и славу, и признание, и роскошь, но он теряет самого себя. Абсолютно не задумываясь о развитии своего таланта, молодой художник живет «на широкую ногу», подчиняясь власти чувства материальной ненасыщенности. «Кисть его хладела и тупела…», работы получались однообразными и эмоционально скучными, он больше не вкладывал в них свою душу, а лишь пытался угодить заказчикам. Неутолимая жажда славы искушала Чарткова все сильнее, но, увидев однажды превосходные работы неизвестного молодого художника, он понял, что свой талан променял на деньги. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что он наконец-то обратился к разуму, что он высвободился от рабства чувств. Это и есть тот самый случай, когда разум охлаждает движение чувств. К огромному сожалению, эта свобода была кратковременной. Очень скоро им овладевает чувство зависти. Он вновь становится жертвой своеобразной схватки ума и чувства. Как правило, такие явления приводят к потере разума, что и произошло с главным героем произведения.
В заключение мне бы хотелось сказать, что человек – это одно из самых уникальных созданий природы. Умея чувствовать душой и думать головой, он страдает от вечной междоусобицы. Незаменимый и такой необходимый для жизни разум довольно часто может быть потеснен тем необъяснимым, что называют чувством. Прекрасно, когда власть чувства приводит к счастью, гораздо хуже, когда плохие чувства просто растаптывают в человеке все великолепие и неповторимость его души, ущемляют разум человеческий, не позволяя здраво анализировать всю суть происходящих с ним событий.
Всего: 518
3.
Ф.М. Достоевский утверждал: «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно». Я считаю, что писатель определенно прав. Человек, который хотя бы раз в своей жизни поддался искушению, перешёл черту дозволенного никогда больше не сможет жить без этого. Человеку свойственно меняться по жизни, создавать другой круг общения или переезжать в новый дом, но если человек покусится на саму свою сущность, внутреннее «я», ему уже никогда не стать прежним. За доказательствами обратимся к произведениям художественной литературы.
Я предлагаю вместе со мной постараться открыть смысл, который вложил в своё высказывание Фёдор Михайлович, взяв за основу всем известное произведение Н.В.Гоголя: «Портрет». В своём произведении сатирик повествует нам о жизни талантливого художника: «Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое; вспышками и мгновениями его кисть отзывалась наблюдательностию, соображением, шибким порывом приблизиться более к природе», который так неосторожно и можно даже сказать глупо потерял свой талант. В короткое время Чартков входит в моду: он пишет множество портретов, на которых рисует уже не людей, а лишь их копии, устраивающие заказчиков. С помощью своих «портретов-кукол» некогда бедный, но ужасно талантливый Чартков становится богаты человеком, принятым высшее общество. Теперь его речи о художниках, также как и его нрав, становятся резкими и высокомерными. Многие, знавшие Чарткова прежде, изумляются, как мог исчезнуть в нем талант, столь приметный вначале. Забывая наставления своего учителя который предостерегая его говорил: «Смотри, брат, -…- у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Тебя одно что-нибудь заманит, одно что-нибудь тебе полюбится — ты им занят, а прочее у тебя дрянь, прочее тебе нипочем, ты уж и глядеть на него не хочешь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец.». Но с появлением портрета, из головы художника улетучивается всё, что хоть как-то связывало его с прежней жизнью. Он важен, укоряет молодёжь в безнравственности, становится скрягой, искореняя в своей душе «себя настоящего». Проще сказать переходит черту, убивая в себе не только дар художника, но личность. С той стороны Чартков уже не возвращается, так и умерев в слепой ярости на тех, кто рисует душой, а не следую стандартам. Им овладевает страшная зависть, он принимается скупать лучшие произведения искусства. «К счастию мира и искусств, такая напряженная и насильственная жизнь не могла долго продолжаться: размер страстей был слишком неправилен и колоссален для слабых сил ее. Припадки бешенства и безумия начали оказываться чаще, и наконец все это обратилось в самую ужасную болезнь. Жестокая горячка, соединенная с самою быстрою чахоткою, овладела им так свирепо, что в три дня оставалась от него одна тень только. К этому присоединились все признаки безнадежного сумасшествия. Иногда несколько человек не могли удержать его. Ему начали чудиться давно забытые, живые глаза необыкновенного портрета, и тогда бешенство его было ужасно.». В заключение мне бы хотелось сказать, что Михаил Федорович оказался очень точен, излагая свои мысли по поводу запретной черты. Я думаю, что мы убедились на примере жизни героя Гоголя, Чарткова, что обратной дороги нет и никогда ни будет. Во всяком случае без возвращения за своеобразную черту человек не сможет прожить свою жизнь.

Приложенные файлы

  • docx 249839
    Размер файла: 92 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий