«Развитие творческих способностей младших школьников через конструирование объектов материальной культуры с использованием изобретательских приёмов» — начальные классы, уроки


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
МОУ

ДОД
«
Ц
ентр детского (юношеского) технического творчества
«М
еридиан
»












Методическая разработка


«
Развитие творческих способностей младших
школьников через конструирование
объектов
материальной культуры

с использованием

изобретательских

приѐмов
»


Разработала:

педагог дополнительного образования

Шишкова Л.П.













Новокузнецк

201
6

год


1


Содержание


1.Введение. 2


2.Понятие творческих с
пособностей. 3


3.
Система
творческих заданий как средство развития творческих
способностей младших школьников.

7


4.Использов
ание изобретательских приемов при конструировании
.
13


5.Рефлексия творческой деятельности. 25


6.Заключение
.

26


7.Список литературы. 28

2


1.
Введение


В
настоящее

время
возрастают требования к развитию творческой
личности, которая должна обладать гиб
ким продуктивным мышлением,
развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые
выдвигает жизнь.

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших,
простых и сложных. И каждое дело


задача, то более, то менее трудная.
В
настоящее

время при решении всевозможного рода задач творческий подход
к
их решени
ю

все более вытесняет стандартные методы.

При решении задач
происходит
творческий процесс
, находится новый путь или создается нечто
новое. Вот здесь
-
то и требуются особые качества ума
, такие как
наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и
зависимости


все то, что в совокупности и составляет творческие
способности.

Наиболее эффективный путь развития
творческих

способностей лежит через приобщение школьников к

продуктивной
творческой деятельности с 1
-
го класса.
Под творчеством понимается
деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих
субъективное или
общественное значение.

С учетом психолого
-
педагогических точек зрения эффективн
ым

средство
м

во
спитания

является

детское техническое творчество

-

целен
а
правленный процесс обучения и развития творческих способностей
учащихся в результате создания материальных объектов с признаками
полезности и новизны.

О
сновополагающи
е

вид
ы

деятельности в процессе
об
учения младших школьников техническому творчеству

-

т
ехническое
конструирование и моделирование
, которые
, при условии педагогически
правильной организации, очень продуктивн
ы
, как в познавательном, так
в

развивающем

и творческом

аспектах обучения. Важное зн
ачение имеет
формирование навыков самостоятельной деятельности
, в частности,
выполнение творческих технических заданий
,

и использование методов
технического творчества, эвристических методов, приемов
фантазирования и
разрешения противоречий, системного опе
ратора и т.п.


Одна из главных задач обучения в области технического творчества
-

с
озда
ть

услови
я

для самореализации творческих способностей

ребят,
научить
их

выдвигать идеи
,

находить свой вариант решения путем
сравнивания, анализа и обоснования, а также

воплощать
идеи

в
действительность, используя имеющиеся и приобретая новые знания о
материалах, технике, технологии
, изобретательских приѐмах

и т.п.


Р
азвитие творческих способностей детей


это поэтапная,
целенаправленная система обучения, где обучение, в
оспитание и развитие
едины.


На

I

этапе обучения закладывается интерес к работе, обучение ведется с
использованием интересного и доступного для детей материала, чаще в
игровой форме или в виде занимательных упражнений.

3



На

II

этапе обучения необходимо обес
печить детей знаниями и опытом
для самостоятельной работы
, познакомить их с «инструментами»
творчества, изобретательскими приемами и методами, показать
возможность их применения в различных ситуациях и на различных
объектах
.

Также уделяется внимание технол
огии обработки различных
материалов, необходимых в процессе практической работы.


На

III

этапе обучения реализ
уются

творческие способности у детей, дается
простор для созидательного творчества, самостоятельной работы. Ребята
учатся защищать свои работы, ид
еи, проекты, анализировать работы
других,
выявлять положительные стороны и недостатки, предлагать
варианты улучшения, усовершенствования, дальнейшего применения,
выдвига
ть

конструктивные предложения.

Цель методической разработки: показать варианты развития

и реализации
творческих способностей младших школьников в процессе конструирования
технических объектов
.

Задачи:


снятие психологической инерции
на занятиях и формирование
интереса к познанию и творчеству
путем решения изобретательских задач;

решение прак
тических задач с помощью методов технического творчества и
изобретательских приемов.

Именно педагог призван сформировать и развить тягу к
самостоятельной творческой деятельности. Ученик, увлеченный творческим
процессом, сохраняет интерес к нему на всю жизн
ь.


2.
Понятие творческих способностей



Развитие ребенка происходит только в деятельности. Только
собственными силами можно усвоить опыт и знания, накопленные
человечеством, развить свои интеллектуальные и другие способности.
Н
еобходима практическая дея
тельность в конкретном виде творчества
-

техническом, художестве
н
ном, литературном и т.д.



Творческая деятельность младших школьников

-

продуктивная форма
деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение
творческим опытом познания, создани
я, преобразования, использования в
новом качестве объектов в процессе образовательной деятельности,
организованной в сотрудничестве с педагогом.

К полноценной творческой деятельности способен лишь человек,
обладающий развитым внутренним планом действий. И
не только потому,
что иначе он не сможет
выбрать нужным образом сумму
специальных знаний
той или иной области деятельности, необходимую для ее дальнейшего
развития, но и потому, что иначе он не сможет полноценным образом
сформировать свои убеждения, мотивы
, интересы, притязания, то есть
личностные особенности, без которых невозможно подлинное творчество.
Для творчества решающее значение имеют не само по себе содержание
знаний, а их структура, психологический тип усвоенных знаний,
4


определяемый типом деятельн
ости, в которой они приобретались. Без
развитого внутреннего плана действий осуществлять требуемый тип
деятельности невозможно.

Одним из видов творческой деятельности является конструирование.
Наиболее располагает подход к вопросам детского конструировани
я,
предложенный Конышевой Н.М.
Конструирование



приведение в
определенное взаимоположение различны
х

предметов, частей, элементов.
Конструирование



деятельность ума, это созидание, разработка, сотворение,
это творческая, а не исполнительская деятельность.

Конструированию
необходимо обучать целенаправленно. Предлагаются следующие виды
конструирования: по образцу, по чертежу, по условию, по собственному
замыслу. Постепенно ребенок переходит от репродуктивной деятельности к
продуктивной творческой.

В процессе

целенаправленного обучения
развиваются умения анализировать предметы окружающего мира,
самостоятельность мышления, художественный вкус, формируются ценные
качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели,
умение налаживать деловые от
ношения и т.п.).


Интерес к технике дети проявляют с ранних лет, а в младшем
школьном возрасте у многих детей интерес к технике носит устойчивый
характер. Используя и удовлетворяя этот интерес в работе с мла
д
шими
школьниками, можно организовать целенаправл
енные занятия,
способствующие формированию у школьников преобразующего о
т
ношения
к окружающей действительности, результатом которого является
приобретение комплекса качеств творческой ли
ч
ности.


Исследования творческ
их способностей

стали
активизироваться

в
о
второй половине XX века. В это время были выявлены психологические
составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и
последовательность мышления;
критичность
;
изобретательность;
готовность
к риску и ответственности за принятое решение
.

Гибкость ума

включает способность к выделению существенных
признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с
одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много
вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные э
лементы
проблемной ситуации.

Систематичность и последовательность
позволяет людям управлять
процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в «скачку
идей», когда решения до конца не продумываются. В этом случае человек,
имеющий много идей, не м
ожет выбрать среди них. Он не решителен и
зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи
сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень
часто при таком анализе, на первый взгляд, абсурдная идея
преобразовывается, и
открывает путь к решению
задачи
.

К
ритичность

предполагает
способность отказаться от непродуктивных
стратегий
.

5


Развитие творческих способностей предполагает, прежде всего,
развитие
изобретательности
, т.е. способностей, позволяющих
самостоятельно создавать ч
то
-
то новое, оригинальное, неизвестное, быстро и
вовремя направить или исправить ход мыслей, дел, разумно организовать
поиск решений. Именно на таких способностях основывается движение
вперед, поднимающее человечество на более высокую ступень развития.

Сти
мулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация,
которую невозможно разрешить на основе имеющихся
-

данных
традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается
в результате формирования нестандартной гипотезы, усмотрения
нетради
ционной взаимосвязи элементов, установление между ними новых
видов взаимозависимости.
Выдвижение новой гипотезы в связи с новой
проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом
зависящих от способностей исследователя. Эти способности формируют
ся в
деятельности. Никакой рассказ о роли гипотез не сможет заменить в
развитии способностей человека к исследованию пусть даже маленькой, но
самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно также, что для решения ряда
проблем приходится отбрасывать все традиц
ионные пути и рассмотреть их
под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Однако знание этого не
обеспечивает нахождение нового угла зрения в процессе конкретного
исследования. Только практический опыт исследования развивает данную
способность. Следоват
ельно, творческие способности


это качества
человека, благодаря которым создаются абсолютно новые общественные
ценности.

Созданию данной разработки предшествовала работа по изуч
е
нию
психолого
-
педагогической литературы, связанной с проблемой развития
творч
еских способностей, и внедрение передового опыта в педагогическую
деятел
ь
ность.


Проведенная работа показала, что процесс формирования тво
р
ческих
способностей будет эффективным, если
будут

со
блюдаться следующие

у
с
ловия:





развитие творческих способностей

осуществляется целостно, в сис
теме;





учитываются возрастные и индивидуальные особенности д
е
тей;





идет постоянное включение детей в творч
е
скую деятельность;





выполнение работы предполагает высокий уровень трудности;





применяются разнообразные формы и ме
т
о
ды работы;





учащимся предоставляется свобода в выб
о
ре деятельности;





создается атмосфера доброжелательности, доверия, сотрудн
и
чества.

Под
творческими способностями

учащихся
, как выделено Хуторским
А.В., понимаются

«...комплексные возможности ученика в
совершении
деятельности и действий, направленных на созидание им новых
образовательных продуктов»
. В
ыделяют следующие
компоненты творческих

способностей школьников:
т
ворческое мышление, творческое воображение,
применение методов организации творческой деят
ельности.

6


Для развития творческого мышления и творческого воображения
учащихся необходимо
сформировать

следующие умения:



классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;



устанавливать причинно
-
следственные связи;



видеть
существующие
в
заимосвязи и выявлять новые связи между
системами;



рассматривать систему в развитии;



делать предположения прогнозного характера;



выделять противоположные признаки объекта;



выявлять и формулировать противоречия;



разделять противоречивые свойства объектов в
пространстве и во времени;



представлять пространственные объекты;



использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;



представлять объект на основании выделенных признаков, что
предполагает: преодоление психологической инерции мышления;
оце
нивание оригинальности решения; сужение поля поиска решения;
фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений; мысленное
преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

Формированию всех вышеперечисленных умений очень хорошо
способствуют

методы технического творчества, активизации мышления,
изобретательские приемы и элементы ТРИЗ

(теории решения
изобретательских задач).

Автор технологии ТРИЗ
-

Альтщуллер Г.С.
На
сегодняшний день известны многие методы активизации процессов поиска
новых
решений
, они
позволяют облегчить и интенсифицировать творческую
деятельность. Обучение школьников, применяя данные методы, носит явно
выраженную политехническую направленность, поскольку учащиеся
знакомятся с закономерностями и перспективными направлениями

развития
общества, техники и технологии, у них образуются политехнические
способности.
У
школьников развитие творческой деятельности
осуществляется посредством овладения современными методами поиска и
создания новых социальных, технических и технологическ
их решений.
К
таким приемам и методам относятся: системный оператор, мозговой штурм,
морфологический анализ и другие.

Н
а протяжении
всех занятий необходимо обращать внимание детей на
такой воспитательный момент, что «тво
рчеству может научиться каждый»,

что

надо быть инициативным, формировать уверенность в своих силах и
стараться реализовать свои возможности.

Система знаний формируется по
нарастающей сложности.

Вся творческая работа основывается на идеях: деятельностного
подхода


«
делаю учась и учусь делая
»
; идеи трудной, но доступной цели и
идеи личностного подхода, ориентированно
го

на каждого ученика. Такая
система обучения с использованием всех методов решения изобретательских
задач является наиболее эффективной для процесса обучения творчеству.

7



В

развит
ии творческих способностей детей

ос
обое место отводится
и
приѐмам направленного мышления
, разработанным и описанным Эдвардом
де Боно: метод рисунка, «Альтернатива, возможности, выбор», «Плюс,
минус, интересно» и др.


Все эти приемы и методы

используются п
ри изучении теоретического
материала и при выполнении практической работы (краткие сведения о
них

даются в прилож
е
нии

«Наглядные пособия»
).

И
спользование таких приѐмов
приводит к появлению множества идей, которые необходимо
проанализировать, довести до лог
ического завершения, выбрать
оптимальный вариант, при этом обязательно ребѐнок создаѐт (или вносит
отдельные элементы) что
-
то новое, т.е. получает маленькое изобретение
(пусть и субъективное).


Обучение детей этим приѐмам начинается с первых занятий на
про
стых, доступных примерах, но самостоятельное и эффективное их
применение детьми начинается тогда, когда они осознали их значение и
сущность, а также получили необходимые технические знания.


В качестве закрепления по обучению приѐмам можно рассмотреть
како
й
-
то объект и на примере показать, как он изменяется при использовании
того или другого приѐма. Исследуемый объект необходимо рассматривать,
сосредотачивая своѐ внимание на форме, материале, уже известных
свойствах, а также в состоянии покоя или динамики.


Изобретательские приемы способствуют тому, что, человек становится
самостоятельной, раскрепощенной, инициативной, предприимчивой

личностью, деятельность которой направлена на воплощение своих идей, на
позитивное преобразование среды, воспитывается стремле
ние вырваться из
неблагоприятных условий, самостоятельно и правильно найти решение,
отстоять его. Задача педагога
-

уже с начальных классов заложить основу
качеств творческой личности и развить их в дальнейшем.




3.
Система творческих заданий как средство
развития творческих
способностей младших школьников



Исходя из особенностей младшего школьного возраста и спец
и
фики
технического творчества определены следующие средства успешного
развития творческих спосо
б
ностей учащихся:




дидактические развивающие игры;




познавательные задачи;




проблемные и изобретательские ситуации;




частично
-
поисковые и нестандартные зад
а
чи;




творческое техническое задание.

Длительность учебного занятия по конструированию мира техники
вариативна
-

от 40 минут до 2 часов, зависит от сло
жности задания, объѐма
практической работы и возрастных особенностей ребят. Т.к. работа
осуществляется с детьми младшего школьного возраста, то

демонстрируется
8


красочный, доступный материал, который концентрирует внимание детей,
повышает интерес, вооружает

детей знаниями, которыми они могут
воспользоваться, сориентировать и дать возможность самостоятельно найти
решение. Обеспечение ребенка всем необходимым набором материалов,
инструментов и приспособлений для работы, создаст позитивный настрой на
творческую

деятельность, повысит ответственность и собранность детей.

Подбор учебных заданий строится по принципу усложнения в
соответствии с возрастными особенностями их мышления, памяти,
эмоционального развития и полученных знаний.

Структура занятия

может меняться

в зависимости от целей и задач
занятия, уровня подготовленности учащихся, но, как правило, обязательно
включаются следующие элементы:

-

разминка
, развивающие игры и задания в течение 5
-
10 минут для снятия
психологического барьера и создания обстановки т
ворческого поиска;

они
благоприятно сказываются на повышении активности, способности
учащихся к продуцированию нестандартных идей;

-

фронтальная беседа

по изучаемой теме, изобретательской задаче или

проблемной ситуации с использованием элементов диалога,
мозгового
штурма, изобретательских приемов и приемов направленного мышления;
детям надо дать возможность рассуждать, сравнивать, проводить
аналогию и делать выводы; одновременно идет и закрепление изученного
материала, раскрываются общие закономерности в
развитии технических
систем, что дети и стараются выразить в своих изделиях;

-

обсуждение задания

и идеи для него;


-

практическая работа
, которая ориентирована на каждого ученика, т.к.
включает различные варианты решения поставленной задачи от простой
до
сложной; во время самостоятельной работы педагогом проводится
коррекция и контроль выполняемой работы, чтобы вовремя поддержать,
похвалить, оказать ненавязчивую помощь для поддержки интереса и
увлеченности ребенка;

-

подведение итогов
, представление иде
й или выполненных работ,
самооценка проводится за несколько минут до окончания занятия, ребята
обосновывают выбранные решения, анализируют их. Это дает ощущение
своей значимости, уверенности в том, что изобретать могут все. Удобно
применять на данном этап
е метод «Думательные шляпы» и оператор
«Размер, время, стоимость» (информация о данных методах дана в
приложении «Наглядные пособия»).


Занятие строится на проблемных и изобретательских ситуациях, что
всегда стимулирует детей. Результатом практической деят
ельности являются
работы интересные, оригинальные, отличающиеся своей новизной.

Наличие
каждой детали на изготовленном изделии говорит о полученных знаниях;
выполнение оригинальных изделий, отличающихся своей новизной и
изобретательностью, говорит об эффек
тивном творческом развитии детей, а
9


воспитание детей заключается в их способностях изменить окружающую
среду, сделать ее интересной, комфортной.

На занятиях большое внимание уделяется развитию внимания,
воображения, логического и образного мышления, творче
ской инициативы,
самостоятельности, развитию и формированию конструкторского и
технического мышления. В этом педагогу помогают специально
подобранные задания и упражнения, развивающие игры, которые желательно
включать в каждое занятие. А также каждый ребен
ок получает знания,
которые обеспечивают выполнение этих заданий уверенно и инициативно.

Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в
виде выполнения определенных заданий. И.Э. Унт определяет
творческие
задания к
ак «…задания, требующие

от учащихся творческой деятельности, в
которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в
новых

условиях».

Творческие задани
я предполагают использование в
деятельности младших школьников
активных методов обучения.

Для этого
учителю необход
имо создавать обстановку творческого поиска, атмосферу
доброжелательности, когда преподаватель ненавязчиво подает идею,
предоставляет ученику возможность самому подойти к решению проблемы,
найти и реализовать свои возможности.

Например, н
а снятие психолог
ической инерции детям предлага
ется

следующая
задач
а: «Из шести спичек сложить четыре равносторонних
треугольника».

На первый взгляд задача является неразрешимой, основной
психологический барьер состоит в невозможности еѐ решения, но задача
поставлена и до
лжна быть решена. Подсказкой будет служить напоминание о
том, что для решения задачи можно расположить спички не на плоскости, а в
пространстве. Помогая решить задачу, учитель вселяет уверенность детей в
собственных силах и снимает психологический барьер,
но помощь должна
быть предоставлена детям таким образом, чтобы ученик почувствовал, что
задачу решил он сам. Вторая задача для многих детей уже окажется не
сложной.


Каждое занятие необходимо начинать с разминки, с
заинтересованности детей, для этого должн
ы быть предусмотрены
упражнения на развитие творческого воображения.
В этом эффективно
помогает использование методов технического творчества.

1.
М
етод фокальных объектов
,

сущность которого состоит в
перенесении признаков случайно выбранных объектов на сов
ершенствуемый
объект.

Выбирается какой
-
либо с
овершенствуемый объект
, например,

«
Д
орога».
П
одбира
ются

два
любых слова
-
помощника и а
ссоциаций

для них,
например
: «
Д
ерево», «
М
ешок».

Дети называют признаки этих предметов.

Дерево



ветвистое, р
астущее, располо
жено над землей, т.д.

Мешок



плет
еный, гладкий, ровный, объемный, т.д.

10


Слова
-
помощники убираются, а п
олученные ассоциации
соединяются с
объектом «Дорога»
: дорога разветвленная,
саморазрастающаяся,
выдвигающая
ся

вперед, расположенная над землей, плетеная
,
объемная

и т.д.
Обсудив полученные варианты можно найти интересные идеи для
конструирования новой дороги.

2.
М
етод проб и ошибок

помогает сознавать важность и значимость
полученных знаний детьми. Д
етям предлагается решить задачу:

«
Найти
и
голку в стогу сена
»
.

Поиск решения будет осуществляться перебором различных вариантов:

сжечь стог сена;

перебрать стог сена по соломинке;
пере
трясти его

и т.д
.


Эту задачу можно эффективно решить, используя магнитный поиск
или рентгеновский метод просвечивания стога лучами,

при котором на
пленке будет видна иголка.

Ребенок видит, что для

быстро
го

и эффективно

решения задачи

нужны знани
я
закон
ов

развития систем

и их свойств
.


3.
Следующий метод
-

синектика или аналогия
.

Их несколько видов.


Символическая аналогия

-

позволяет пр
едставить проблему в виде
образов.

Называется любой предмет, необходимо назвать другие
возможности
его использования, исключив применение по прямому назначению.
Например,

«карандаш»
:

счетная палочка, барабанная палочка, указка,
устройство для получения с
тружки, графита, предмет для дрессировки
животных, закладка для книг, материал для изготовления поделок

и др
.


Фантастическая аналогия



преобразова
ние

фантастически
х, сказочных

иде
й

в реальные объекты.

Детям
, например,

предлагается исследовать неопознанны
й летающий
объект: его форму, материал и энергию, которую он использует при
движении. Рассуждения можно вести в качестве беседы, направляя ход
мыслей на логическое завершение. При этом преподаватель учит детей
мыслить, фантазировать, делать выводы, обобщ
ать, анализировать, развивать
творческое воображение.


Прямая аналогия



сравнение изучаемого

объекта с аналогичным
объектом или объектом живой природы.
Тут требуется умение
увидеть
эту аналогию, запомнить,
развивается

внимание, память, умение
анализировать
.

Например,

тем
а для
творческого задания

«Д
етск
ая площадка»
.
Можно
рассмотреть

существующи
е

детски
е площад
к
и и сделать свой проект по
аналогии
,
по
необходимости измен
ив какие
-
либо элементы или соединив
элементы различных площадок. Можно подобрать другие

аналоги, сделав
проект по аналогии с подводным миром, сюжетом любимой сказки и т.д.,
тогда и конструкции сооружений будут также похожи на свои природные
аналоги. В ходе такого коллективного обсуждения у ребят возникает
множество практических и оригинальны
х идей.

11



4.
Используя
метод мозгового штурма

можно предложить варианты
решения следующей задачи
: «
Выбрать
универсальную

конструкцию здания,
которая может быть использована в различных условиях
».

Сначала с учениками ведется обсуждение в форме беседы о
бл
агоприятных (комфортных) условиях проживания людей и
неблагоприятных условиях (землетрясение, пожары). Затем в форме игры
проводятся в

I

и

II

этапы мозгового штурма. Работа в рамках этих этапов
должна выполняться при соблюдении ряда основных правил.

На
I

этапе (выдвижение или генерация идей) их три:

запрет критики;

запрет обоснований;

поощрение всех идеей, включая фантастические.

Во время проведения мозгового штурма учитель обеспечивает
психологическую поддержку учеников, она может осуществляться благо
даря
положительной оценк
е и поощрению детских

идей. Идею, показавшуюся
нереальной, при возможности следует развить, принцип ее довести до
логического завершения.


На
II


этапе (анализ выдвинутых идей)

есть

основное правило:
выявление р
ациональной основы в
каждой идее
. Все идеи должны быть
проанализированы детьми

(«плюсы», «минусы»)

и
предложены варианты

их
практического

примен
ения
.


Главные основные идеи конструкции таковы:

-

она компактна, вмещает много людей;

-

рациональное размещение всех помещений (офис
ов, магазинов, детских


садов, бассейна, спортивных сооружений, жилых помещений) обеспечит


комфортное проживание людей;

-

специальные мероприятия (зазоры) обеспечат устойчивость здания во


время землетрясения;

-

здание не высотное, можно незатруднит
ельно обеспечить эвакуацию


людей при пожаре с помощью наружных пожарных лестниц.


5.
М
етод морфологического анализа

можно использовать при
решении следующей задачи
:
«
Легковой автомобиль движется по
асфальтированной дороге. На пути
-

препятствие в виде о
громного
глубокого озера, вокруг непроходимое болото. Необходимо переоборудовать
автомобиль, преодолеть препятствие и продолжить путь
».


Предварительно рассмотреть
: условия движения предмета по суше,
воде, под водой и по воздуху. Затем необходимо построит
ь
морфологическую
таблицу.
Разделяя

объект
(средство передвижения)
на
важные функциональные узлы (параметры), выявляют набор
характеристик
, по каждой характе
ристике раскрывают возможные
ее
варианты.

Таблицу можно продолжить. Используя этот метод
решения
изобретательских задач можно получить различные оригинальные
модификации, комбинируя данные таблицы.




12




СРЕДА


ДВИГАТЕЛЬ


ДВИЖИТЕЛЬ

внутреннего
с
горания

турбо
-

двигатель

п
арус

в
инт

колеса на

воздушной

подушке

колеса на
гусе
ничном

ходу

суша







вод
а







п
одвод
.
мир







воздух







Например, автомобиль может быть оборудован для передвижения
:

-

по суше
-

винтовыми колесами и воздушной подушкой;

-

по воде



раскладным
плот
ом

и винт
ом
-
колеса
ми
;

-

по воздуху

-

двигателе
м внутреннего сгорания и винтом, как у вертолета.

У

детей вырабатывается умение
воображать,
анализировать, делать
обобщения, решать проблемные ситуации, с которыми они могут столкнуться
в жизненных условиях, находить решение и преодолевать трудности.

Вари
антов множество, теперь можно анализировать идеи, разделив их на две
группы: новые с оригинальным решением; реальные решения этой проблемы
и оценить все решения с точки зрения быстроты разрешения проблемы;

6.
Прием «Дробление


объединение»

в технических о
бъектах.

Раздел
ить

объект на независимые части,
выполнить объект разборным,
повы
сить

степен
ь

измельчения используемых элементов.

Каждый технический объект состоит из частей, назовем части
технического объекта и сам объект
:

-

дом
:
части дома
;

-

холодильник
:

части холодильника
;

-

автомобиль
:

части автомобиля.

Выводы
:


хорошо то, что при выходе из строя одной части возможна
замена ее на другую
;

возможно усовершенствование каждой отдельной
детали, в целом технический объект остается неизменным.

7.
Прием «Наоборо
т».

Определить общность в предметах, сделать
наоборот и увидеть положительные стороны в этом.

1 вариант
-

игра
:

одна команда называет действие, а другая
-

противоположное действие, например, стоять → идти, ехать
;

работать →
отдыхать
;

увеличивать → уменьшат
ь
;
объединять

→дробить и т.д.

2 вариант. Рассмотрим условия, в которых находится данный объект,
и поместим его в другие условия (противоположные)
:

-

дом на горе


дом в низине
;

-

дом в сухом месте


дом в воде
;

-

дом с фундаментом


дом без фундамента
;

-

д
ом с тонкими стенами


дом с толстыми стенами.

Заранее можно выявить недостатки объекта, исключить их, т.е.
предусмотреть мероприятия при чрезвычайных ситуациях.

Для чего необходимо применять прием «Наоборот»? Варианты:

13


-

чтобы работу выполняла в дальнейше
м техника, а человек был бы
освобожден от тяжелого труда, мог

бы

заняться
чем
-
то
интересным, нужным
;

-

проанализировать технический объект, выявить его недостатки и
исключить их еще на стадии идеи, проекта
;

-

анализируем технический объект, его возможности
, выявляет
отрицательные стороны
;

-

усовершенствование можно предусмотреть на раннем этапе
выполнения технического объекта, меньше затрачиваем времени на его
изменение.

3 вариант


игра «Хорошо



плохо».

Усовершенствуем здание
обычной конструкции
:

хорошо:



-

можно укрыться от дождя;

-

расположить вещи;

-

поставить необходимую мебель

плохо:

-

мало людей можно вместить;

-

мало пространства;

-

некуда поставить мебель

4 вариант. Рассмотрим технический объект, когда он имеет больши
е
размеры и когда он очень маленький, назовем положительные и
отрицательные стороны (дом)
:

большой:

-
можно рассмотреть все детали;


-
удобно, когда просторно;

-
можно использовать свободное
пространство;

-
придумать дополнительное
новшество и разместить внутр
и

маленький:

-

упрощено;

-

не увидишь деталей;

-

занимает мало места;

-

меньше материала


Ч
ем больше задач

и

упражнений будет предоставлено детям, тем
больше знаний, опыта
они
приобретут,
формируется и

способн
ость

рассуждать. В процессе целенаправленной работы учащиеся преодолевают
ступени усвоения: восприятия, воображения, осознания, осмысления. У них
формируется внимание, память, речь, навыки анализа и обобщения,
конкретизации, в процессе работы имитируются ситуа
ции, с которыми
ученики могут столкнуться в жизненных условиях и проявить
самостоятельность.

Все идеи, полученные ребята в ходе упражнений, можно
в дальнейшем применить при выполнении практических изделий или
разработке целых проектов.


4.
Использование из
обретательских приемов
при конструировании


Данный материал можно использовать на
занятия
х по темам
:
«Закономерности формообразования предмета»
, «Художественное
конструирование и функциональный анализ предмета», «Конструирование
технических объектов
» и др
.

Идет о
смысление зависимости формы предмета
от его назначения, условий

обитания
; ребята учатся анализировать форму и
14


конструкцию объектов при помощи системного оператора и игры «Хорошо


плохо»; учатся творческому осмыслению принимаемых решений в процессе

формообразования предмета
.

Формообразование предмета напрямую связано с конструкцией
-

определенным взаимным расположением частей предмета. И от того, какие
части и каким образом они расположены относительно друг друга зависит
форма предмета.

Что же такое

конструирование? Подберем синонимы к слову
«конструирование»
-

другие заменяющие слова, чтобы значение этого слова
не изменилось. Варианты: выполнение; создание; работа; занятие в учебном
объединении, самостоятельная деятельность дома и др.

Что в процессе

этого выполняется, создается, над чем люди работают?
Варианты: предмет; объект; изделие; сооружение; механизм; модель
предмета и др.

Итак, конструирование


это процесс создания предмета, объекта,
сооружения, механизма, в результате чего появляется предме
т, конструкция.


Рассмотрим конструкцию стола

(это техническая система)
:


С

помощью системного оператора определим

его назначение, куда этот
объект входит и из каких частей состоит.
Что можно сказать об этом
предмете? Состоит из частей: 4 опоры


ножки, г
оризонтальная крышка
(столешница).

Назначение (функция): обедать, поставить что
-
то и т.д.

на
дсистема



система





п
одсистема

(части)


средство для письма стол


опоры 4 шт.



мебель



корпус

(столешница)


Будем менять взаимное расположение частей.


а) перенесем опоры снизу вверх, представляем что получим?

-

подвесной стеллаж, подвесная ч
асть качелей.

н
адсистема


с
истема





п
одсистема



средство для складирования
?


опоры 4 шт.


книг и других предметов



корпус


15


б) вертикальные опоры расположим гориз
онтально
-

носилки.


надсистема система подсистема


средство для переноса

носилки

опоры 4 шт.

груза




корпус


Хотя подсистема (части) оставались неизменными, другое расположение
частей, а
,

следовательно
,

другая конструкция и др. форма изменили сис
тему
(предмет) и надсистему (назначение).


в) а если будем менять части (вертикальные опоры на колеса) и добавим
другие части, получим другую конструкцию с другим назначением
-

тачка.

надсистема


система



подсистема


средство для перевозки

?

-

4 колеса


грузов

тачка

-

корпус



-

опора неподвижная


для т
олкания

А уж тем более меняя все части и располагая
их
по

-

разному, получ
им
другие системы с другим на
значением.


Вывод:

каждая часть конструкции и сама конструкция выполняет свою
определенную функцию и любое изменение частей и их расположение, а
следовательно и формы меняет назначение, т.е. форма зависит от назначения.

Дадим определение понятию «конструкц
ия».

Конструкция



предмет, сооружение, механизм, который состоит из частей
и имеет определенное взаимное расположение этих частей (построение).

Конструирование


это процесс, технология изготовления конструкции
(предмета).

Задание 1.

По имеющимся некото
рым частям конструкции определить по
системному оператору систему и надсистему:

надсистема система подсистема



? ?

корпус, колеса,


руль, и т.д.

Задание 2.

Найти общее в понятиях «конструкция» предмета и «слово» (используя
полученную информацию). Нап
ример:

-

конструкция состоит из частей, слова из букв;

-

конструкция, также как и любое слово имеет определенное построение.

16


Например


слово «класс».

Каждый предмет имеет прямое назначение, а также его можно
использовать в каких
-
то других вспомогательных
целях.

Стол.

Прямое назначение: обедать, читать, писать за ним, поставить
что
-
то, положить и т.д.

Другое (непрямое) назначение стола: использовать в
качестве подставки, чтобы достать что
-

то расположенное высоко; опорой,
забить гвоздь;


что
-
то из него
смастерить и т.д.

Выделим одну функцию стола: положить что
-
то и проанализируем, все
ли можно положить на такую поверхность (конструкцию)


рисунок выше.

Нельзя положить: предмет круглой формы, он скатится; если стол
деревянный, то раскаленный предмет испор
тит его; очень тяжелый предмет
сломает его и т.д.

Нежелательные последствия при использовании предмета по
назначению


противоречия. Устраняем противоречия, чтобы не скатывался
круглый предмет.

Варианты.


обрамление



Положить мо
жно только на край стола.



углубление


Нарушается прочность конструкции.



карман для круглых предметов

Могут поместиться только небольшие круглые предметы.



углублени
е


Положить можно мелкие предметы. И др.


17


Вывод о конструкции.

1. При изменении конструкции появляются новые части и их новое
расположение.

2. Устраняя противоречия, изменяем форму (конструкцию) предмета.

3. При устранении противоречий могут возникнуть
другие нежелательные
противоречия.

Этапы конструкторско
-
технологической деятельности:

-

технический рисунок,

-

функциональный анализ, выявление противоречий и их устранение,

-

новый технологический рисунок,

-

развертки, сборка,

-

оценка (прочность, польз
а, красота).

Выбрать оптимальный для себя вариант изготовления модели стола.












1см = 1 клетка




Развертка крышки стола (столешницы) с маленьким углублением.











Развертка крышки стола (столешницы) с карманом.

Оценка изделий по параметрам: прочность, польза, красота.

Выполнение рисунков


осмысление идей фиксируется на рисунках,
выбираются конструкции в соответствии со своими силами в изготовлени
и
(развертки на основе призмы).

Варианты:

1.

2.


18


3.

4.

5.

Вывод: форма конструкции изменилась в зависимости от назначения.

Дети выбирают свою конструкцию и выполняют работу либо
самостоятельно, либо пользуютс
я готовыми развертками, находящимися в
банке информации, где развертки выполнены без указания размеров.

Развертки частей ко
нструкций для письменного стола


корпус для
ящика (в


корпус стола него помещается ящик)










полочка для книг кармашек для ручек






Оценка изделия. Объяснить (обосновать) выбор своей конструкции,
оценить, что появилось положительного в конструкции.


С

помощью системного оператора

можно также обратить внимание на
следующие факторы
: как меняется форма и внешний вид от выбранного
материала от других факторов, условий обитания.


а) рассмотрим туже систему «стол» и ее изменение со временем


п
рошл
ое


н
астоящее



б
удущее




дерево


стол из древесины


дрова, хлам, др
.
изделия

Изменим материал. Например: стол из снега.


п
рошлое

н
ас
тоящее

б
удущее




снег стол из снега при низких температурах





его функция может выполняться

А если температура будет повышаться, то форма предмета может
полностью разрушиться, поэтому важно подбирать материал по условиям, в
19


которых он будет эксплуатироваться, чт
обы такие факторы: как температура,
нагрузка, влажность не могли изменить как внешний вид, так и разрушить
саму конструкцию (форму).

Рассмотрим самостоятельно другие материалы: пластилин, пластмасса
и обратите внимание также на свойства обработки материал
а.


б) рассмотрим туже систему «стол» и его прямое назначение
-

средства для
письма.



п
рошлое


н
астоящее


б
удущее




на скалах, на глине, на столе
-

менять констру
кцию (форму)

б
ересте

-

менять материал




-

добавить другие назначения



-

на флешке




-

тренировать память, чтобы




н
е писать


-

фантастические идеи



Элемент

системн
ого

оператор
а

«Будущее»

дает огромную возможность
для творческой деятельности и фантазирования. И в заключении оценим
систему «с
тол» с помощью игры «Хорошо
-
плохо».




+


-

писать, читать, рисовать;

нельзя положить круглые предметы;

обедать, подперет
ь;

нет места для книг, тетрадей, ручек;

дос
тать то, что высоко расположено;



нет полочек;

изготовить что
-
то другое;


нет места для мелких предметов;

и т.д.




нет места для компьютера и т.д.


Заменяя
«
-
»

на
«
+
»

уменьшаем количество отрицательных свойств и
увеличиваем положительные свойства

объекта
.


А если еще вспомним ИКР

(идеальный конечный результат


стремление системы к идеальности):



∑ положительны
х

свойств

ИКР =
-------
------------------------------
-



∑ отрицательных свойств



Чтобы получить идеально конечный результат
, надо продумать:

-

мало места
-

съемные части
,

-

невесомая система
-

легкий мате
риал
,

-

себя обслуживала система
-

встроенный пылесос со щетками, система
сигналов для перерывов и т.д.

20



В зависимости от выбранных вариантов решений: набора частей в
подсистеме и их взаимным расположением будут получаться различные
конструкции, а
,

следов
ательно
,

и различные формы (см. рисунки).

Результатом конструирования является изготовление изделия,
технических объектов, т.е. изготовление различных конструкций.

Чему должна соответствовать любая конструкция, о чем мы должны
помнить при ее выполнении?


О ее назначении (функции), о форме, чтобы форма максимально
соответствовала назначению.

Например, на прошлых занятиях выполнялись разные конструкции
письменного стола, при помощи игры «Хорошо
-
плохо» провели
функциональный анализ заданной конструкции, видои
зменили ее, т.е.
обеспечили максимальную
полезность

(пользу) конструкции.


О материале, об инструментах, о размерах, о разметках, о
соединении частей, если, это все будет на высоком уровне, то можно
говорить о высокой технологичности исполнения, а это значи
т
изделие, технический объект будет
прочным.


О внешнем исполнении изделия: эстетичный вид, его
красота
является
важнейшей частью конструирования.

Итак, каждая конструкция изделия, технического объекта должна
выполняться, соблюдая принципы дизайна: польза,
прочность, красота.

Чтобы выполнить прочную конструкцию изделия или технического
объекта необходимо подобрать нужный материал и соответствующие
инструменты. Развертка основной части конструкции (корпуса) должна
иметь целостную конфигурацию знакомого объемн
ого тела, и только
второстепенные


детали присоединяться к основной части.

Мы будем продолжать выполнять модели предметов мебели на основе
призмы, так как многие предметы мебели имеют такую форму, и
конструкция будет прочной, выполняется из картона.

Сопос
тавим предметы мебели с формой призмы и назовем отличия в
конструкциях:

-

стол: без большой грани, имеет четыре опоры (ножки);

-

табуретка: имеет другие размеры, если сравнивать с размерами стола;

-

корпус дивана, кровати: без большой грани, на низких опор
ах;

-

книжный шкаф: без большой грани, дополнительной имеет полочки;

-

шифоньер: большая грань разрезана пополам (дверные створки);

-

навесной шкаф:

большая грань разрезана пополам (дверные створки),
другие размеры (меньше).

-

электропечь, телевизор, холод
ильник, кухонная тумба, стенка и т.д.

Выполнить развертку призмы.





21



а


ширина


в
-

длина


с
-

высота


с


а = 5 клеток



в =2 клетки


в с = 10 клеток


а



2







10 1 см = 1 клетке









2




5 2 5 2 1


Выполнить развертку модели предмета; навесной шкаф, имеет дверные
створки, размеры: а = 6 кл.
,

б = 3 кл.
,

в = 5 кл.
;

1см=1клетка.








3






5





3




3 3 6 3 3


22


Самостоятельно выполнить ту же развертку, размеры: а = 8 клеток, в =
3 клетки, с = 10 клеток.

Какой модели предмета мебели соответству
ет эта развертка?


Оформить изделие: сделать его красивым
-

важнейшая часть (этап)
дизайнерского решения. При выполнении изделий, технических объектов
необходимо подумать о цветовом решении и стиле исполнения: цветовое
единство и единство стиля
-

обязат
ельное качество дизайнерского решения.

Форма каждого предмета находящегося рядом должна повторяться, т.е.
она выполняется единой для каждого предмета мебели, тогда предметы в
целом будут гармоничными, дополнять друг друга.

Выполнить 2
-

3 модели предмето
в мебели в соответствии с дизайном
(прочность, польза, красота). Обосновать их цвет в зависимости от
назначения помещения, в котором они находятся (условия обитания). В
банке информаций находятся технические рисунки предметов.











Выполненные и
зделия оцениваются в соответствии с принципами
дизайна.

Мы создаем модель предмета, так же как и создаются любые предмета,
технические объекты. На что мы обращаем внимание, к
огда оцениваем вновь
созданный объект? Например:

а) красота


предположим, что красота достигнута, так как работали
профессионалы дизайнеры


оформители;

23


б) прочность


предположим, достигнута высокая прочность, так как был
подобран прочный материал, нужны
е инструменты, высокотехнологичный
процесс изготовления;

в) полезность


предположим, имеются полезные функции.

Итак, создана система, которая обязательно будет востребована.

прошлое настоящее

будущее




материал мебель ?


(дерево и др.)

Со временем предмет теряет свои положительные свойства:

-

ухудшается внешний вид;

-

по отношению к прочности могут быть

поломки, износ;

-

полезность (польза) тоже может исчезнуть, так как создаются


высокотехнологичные системы на основе других, новых изобретений


( изменяется потребность).


Давайте, представим любой предмет мебели или какой
-
то технический
объект идеальны
м другой (без отрицательных свойств). Каким бы вы хотели
видеть его?

Мозговой штурм.


Не менялся внешний вид.


Не ломался, не изнашивался.


Сам раскладывался, собирался.


Сам передвигался.


Был очень легким, а может быть невесомым.


Не занимал места.


Имел множес
тво функций и т.д.

Есть ли такой предмет или система? А в сказке есть такой предмет?
Волшебная палочка, т.е. нам нужен такой предмет, которого не было бы, а
функции выполнялись


это идеально! Но, идеальных предметов нет, мы
живем не в сказке, но очень хо
телось бы, чтобы предмет обладал пусть не
всеми, а многими положительными свойствами, и их бы было как можно
больше, т.е. мы всегда должны стремиться к идеальному результату.



ИКР = сумма положительных свойств = идеальному конечному =



сумма отрицательных свойств результату




-

что это за знак?

При создании предмета или какой
-
то системы, объекта нам необходимо
уменьшать отрицательные свойства и увеличивать положительные свойства,
тогда мы получим и
деальный результат.

Сумма положительных свойств должна быть максимальной, как можно
добиться этого? Внешний вид, прочность


все равно изменяться в худшую
сторону, но, если объект будет обладать многими полезными функциями, в
24


нем всегда будет потребность
, он будет востребован. Но все
-
таки, чтобы
предмет (объект) долгое время сохранял хороший внешний вид и надолго
сохранял прочность, что требуется от человека?

Мозговой штурм.


Подкрашивать.


Содержать в чистоте.


Содержать в сухости.


Не было перепада температ
ур.


Аккуратно обращаться.


Смазывать.


Прочный, эластичный, устойчивый материал.


Иметь под рукой нужные инструменты для ремонта.


Иметь запасные части.


Блочная замена частей механизма и т.д.

Т.е. любую систему нужно обслуживать (противоречие). Что
придумать
в идеальном случае, чтобы человек не обслуживал систему, и она
всегда была в полном порядке? Чтобы система сама себя обслуживала,
поэтому человеком созданы автоматы, роботы, автоматические системы
(реле) и т.д., которые обслуживают различные системы.

Игра.

Назовем слова, в которых имеются части слова: «авто», «само»:
автомат; самолет; самообслуживание; самокат; автосервис и т.д.

Выполнить предмет мебели, в котором объединены несколько
полезных функций

(универсальность объекта)
:

-

место для отдыха, (сна)
;

-

досуга (почитать), порисовать, посмотреть телевизор, поиграть в
соответствии с принципами дизайна.

Схема исполнения:
технический рисунок анализ измененный
технический рисунок технология изготовления оформление.

Техн
иче
ские рисунки в банке информаций.








25


5.
Рефлексия творческой деятельности


Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен
осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий.

Под рефлекс
ивными действиями понимают: готовность и способность
учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации;
умения обретать новый смысл и ценности; умения ставить и решать
нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной
д
еятельности; умения адаптироваться в непривычных межличностных
системах отношений.

Организация осознания учащимися собственной творческой
деятельности предполагает текущую и итоговую рефлексию. Текущая
рефлексия реализуется в процессе выполнения учащимися

заданий и
предполагает самостоятельное фиксирование уровня достижения учащихся
(эмоциональный настрой, приобретение новой информации и практического
опыта, степень личного продвижения с учетом предыдущего опыта).
Итоговая рефлексия предполагает периодичес
кое выполнение тематических
работ
, достижения в выставках и мероприятиях различного уровня
.

Как на текущем, так и на итоговом этапе рефлексии педагог фиксирует,
какие методы решения творческих заданий применяют учащиеся, и делает
вывод о продвижении учащи
хся об уровне развития творческого мышления и
воображения.

Для более точного определения уровня развития креативных
способностей учащихся необходимо анализировать и оценивать каждое
выполненное самостоятельно творческое задание. Педагогическая оценка
резу
льтатов творческой деятельности учащихся может быть произведена с
помощью шкалы «Фантазия», разработанной Г.С. Альтшуллером для оценки
фантастических идей и позволяющей, таким образом, оценивать уровень
воображения (шкала адаптирована к младшему школьному
возрасту М.С.
Гафитулиным, Т.А. Сидорчук). Шкала «Фантазия» включает пять
показателей:

· новизну (оценивается по 4
-
уровневой шкале: копирование объекта
(ситуации, явления), незначительные изменения в исходном объекте
(ситуации, явлении), качественное из
менение прототипа, получение
принципиально нового объекта (ситуации, явления));

· убедительность (убедительной считается обоснованная идея,
описанная ребенком с достаточной достоверностью);

· гуманность (определяется по позитивному преобразованию,
на
правленному на созидание);

· художественную ценность (оценивается по степени использования
выразительных средств при представлении идеи);

· субъективную оценку (дается без обоснования и доказательств, на
уровне «нравится


не нравится»).


26


6.Заключен
ие.


Наше время


это время перемен. Сейчас России нужны люди,
способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий
подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повтор
ение одних и
тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости
открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Ор
иентация современной школы на гуманизацию процесса
образования и разностороннее развитие личности ребенка предпо
лагает
необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в
рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с
деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков
учащихся, их креативности, познавательной а
ктивности, способности
самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п.

Отсюда можно сделать вывод, что активное введение в традиционный
учебный процесс разнообразных развивающих занятий и систем творческих
заданий, специфически направленных на развитие
творческой деятельности,
личностно
-
мотивационной и аналитико
-
синтаксической сфер ребенка,
памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических
функций, является в этой связи одной из важнейших задач деятельности
современного педагога.

Накопление
каждым учащимся опыта самостоятельной творческой
деятельности предполагает активное использование на различных этапах
выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и
групповых форм ра
боты.


Выбор сочетания форм при выполнении творческих задани
й зависит от
целей выполнения творческого задания и его уровня сложности.

Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется
в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития
креативных способностей учащихся, конкретных ус
ловий, сложившихся при
выполнении творческого задания (осведомленности учащихся в
поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта).

Очевидно, в процессе обучения творчеству педагогу приходится
принимать нестандартные решения, использоват
ь нетрадиционные пути,
учитывать объективные и субъективные причины, предвидеть
предполагаемые последствия.

Это требует от учителя гибкого подхода, умения скомбинировать свой
собственный метод, тогда как ни один из известных изолированных методов
не позво
ляет эффективно достичь цели. Такой метод называется
ситуационным или творческим.

Система творческих заданий предполагает также применение
учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой
деятельности.

27


Таким образом, системы методов
организации творческой
деятельности учителя и учащихся ориентированы на единую цель и взаимно
дополняют друг друга.

В тактике творческого стиля преподавания просматриваются
следующие линии поведения учителя:

·
умение поставить учебно
-
познавательные пр
облемы;

· стимулирование к поиску новых знаний и нестандартных способов
решения задач и проблем;

·
п
од
держка ученика на пути к самостоятельным выводам и
обобщениям.

Все это предполагает умение создавать атмосферу творчества на
занятиях.

Атмосфера тво
рчества создается путем:

1) Выполнения закона гуманности: воспринимать не только себя, но и
другого человека как личность (Я = Я).
Все изобретения, сделанные
человеком, должны также придерживаться этого закона.

Н
еобходимо организовать беседу о нормах обще
ния, в ходе которой
учащиеся должны прийти к выводу, что свое поведение необходимо
контролировать в рамках формулы Я = Я.

Продолжить эту работу можно с помощью решения творческих
заданий на понимание друг друга «с полуслова», разработки правил
невербально
го общения и составления памятки «Нормы общения». А в
четвертом классе в разделе «Качества творческой личности» предложить
задания, содержащие противоречия в поступках человека и
проанализировать их влияние на взаимоотношения между людьми.

2)

Выполнени
я

з
акона саморазвития: стремиться к постоянному
самосовершенствованию
, к совершенствованию окружающих объектов
.

При выполнении серии заданий на познание объектов с помощью
анализаторов показать несовершенство органов чувств человека, его
воображения, мышлени
я и способности к творчеству. Опытным путем
учащиеся должны прийти к выводу, что для осуществления творческой
деятельности необходимо самосовершенствоваться.

3) Создани
я

ситуации успеха.

4) Выполнения принципа: творчеству может научиться каждый. Для
этог
о человеком придуманы различные приемы и методы, которые
позволяют не дожидаться творческого «озарения», а планомерно решать
стандартные и нестандартные задачи.


Данный материал можно использовать в учебных объединениях
начального технического моделирован
ия и любых других, связанных с
техническим творчеством, на уроках труда или технологии, при организации
занятий с детьми дома.



28


7.Список литературы.


1.

Белкин
,

А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. завед.


М.: Академия
, 200
5
.

2.

Бордовская
,

Н.В., Реан
,

А.А. Педагогика: Учебник для вузов.


СПб.:
Питер, 200
4
.

3.

Выготский
,

Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.


С
-
Пб.: Союз, 1997.

4.

Гафитулин
,

М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы
со школьниками нач
альных классов: Метод. разработка по
использованию элементов теории решения изобретательских задач в
работе с детьми.


СПб.: Питер
,
2008
.

5.

Гин
,

С.И. О проведении анкетирования в экспериментальном классе //
Развитие творческих способностей детей с использов
анием элементов
ТРИЗ: Тез. докл. III регион. науч.
-
практ. конф.


Челябинск: ИИЦ
«ТРИЗ
-
инфо», 200
6
.

6.

Журавлева
,

А.П. Начальное техническое моделирование.


М.:
Просвещение, 1992.

7.

Кулагина
,

И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения
до 17 лет)
: Учебное пособие. 4
-
е изд.


М.: Изд
-
во Ун
-
та Российской
академии образования,
2003
.

8.

Лейтес
,

Н.С. Умственные способности и возраст.
-

М.: Педагогика,
1991.

9.

Лук
,

А.Н. Психология творчества.


М.: Наука, 1988.

10.

Матюшкин
,

А.М. Проблемные ситуации в мышлен
ии и обучении.


М.,
2002
.

11.

Никитин
,

Б.П. Развивающие игры.


М.: Знание, 1994.

12.

Подласый
,

И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов:
В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения.


М.: ВЛАДОС,
2000.

13.

Симановский
,

А. Э. Развитие творческого
мышления детей.
Популярное пособие для родителей и педагогов.


Ярославль:
Академия развития, 1997.

14.

Словарь
-
справочник педагогических инноваций в образовательном
процессе. /Сост. Ушачев
,

В.П. Обучение основам творческой
деятельности
Унт И.Э. Индивидуализаци
я и дифференциация обучения.


М.: Педагогика, 1990

15.

Хуторской
,

А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов.
-

СПб.:
Питер, 2001.

16.

Энциклопедический слова
рь юного техника. /
Сост. Зубков
,

Б.В.


М.:
Педагогика, 1987.




Приложенные файлы

  • pdf 246791
    Размер файла: 500 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий