Методическая разработка открытого занятия на тему «Духовные измерения человеческого бытия. Общечеловеческие ценности» по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ ЭЛЕКТРОМЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ЦК «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
зам. директора Директор ГПОУ ДЭМТ
по учебной работе ГПОУ ДЭМТ
_______________Р.Н. Михненко _______________И.А. Караван
« »____2016г. « »____2016г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятия
по ОГСЭ.01 Основы философии
На тему: «Духовные измерения человеческого бытия. Общечеловеческие ценности»
2016
Составитель – Беда Ирина Ивановна, преподаватель истории, второй квалификационной категории, ГПОУ "Донецкий электрометаллургический техникум"
Рецензенты:
Строгая А.А., председатель цикловой комиссии, преподаватель высшей категории ГПОУ "Донецкий электрометаллургический техникум"
В данной методической разработке на тему: «Духовные измерения человеческого бытия. Общечеловеческие ценности» дана методика проведения семинара на основе педагогических инновационных технологий: проблемного обучения, развития критического мышления, интерактивного обучения. Разработка занятия направлена на обобщение и систематизацию знаний студентов, на освоение теоретического материала, на самостоятельную поисково-аналитическую работу, самореализацию личности студента.
Методическая разработка рекомендована преподавателям основ философии среднего профессионального образования для внедрения в учебно-воспитательный процесс технологии проблемного обучения.
Методическая разработка на тему «Духовные
измерения человеческого бытия.
Общечеловеческие ценности»
рассмотрена и одобрена на заседании
ЦК гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
ПЦК________А.А.СтрогаяПротокол № 4 от « 25 » ноября 2016 г.
Рецензия
на методическую разработку открытого занятия преподавателя
Государственного профессионального общеобразовательного учреждения
«Донецкий электрометаллургический техникум»
Беды Ирины Ивановны
для определения уровня педагогического мастерства и
установления квалификационной категории
«Специалист первой категории»
Методическая разработка открытого занятия на тему «Духовные измерения человеческого бытия. Общечеловеческие ценности» по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, утверждённого приказом Министерства и науки ДНР от 17 сентября 2015 г. № 525, зарегистрированного Министерством юстиции (рег. № 561 от 29 сентября 2015 года).
Методическая разработка содержит детальный план проведения семинарского занятия с решением проблемных заданий на основании анализа конкретных ситуаций.
Методической целью занятия является совершенствование методики проведения семинарского занятия на основе инновационных педагогических технологий, в частности: использование метода проектов при использовании проблемной технологии в процессе преподавания дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла. Методы и формы указанной технологии направлены на творческую, самостоятельную исследовательскую работу студентов, на развитие их интеллекта.
Актуальность темы определяется тем, что теоретические знания, практические навыки, полученные студентами, нужны будут при определении своей гражданской позиции, развитии толерантности, формировании самостоятельности и общий культурный уровень.
В целом методическая разработка открытого занятия дает возможность определить качество и полноту знаний студентов данной специальности по вопросам аксиологии.
Методическая разработка преподавателя ГПОУ ДЭМТ Беды И.И. предназначена для диагностики уровня мастерства преподавателя, может быть рекомендована для преподавателей основ философии среднего профессионального образования.
Преподаватель Беда И.И. заслуживает установление квалификационной категории «первая категория»
Рецензент:
Председатель цикловой комиссии
гуманитарных и социально-экономических дисциплин,
преподаватель высшей категории ГПОУ «Донецкий
электрометаллургический техникум»______________ Строгая АА.
Протокол № 4 от « 25 » ноября 2016 г
Введение
Методическая разработка по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии подготовлена в соответствии с учебной программой Государственного образовательного стандарта Министерства образование и науки Донецкой народной республики.
В методической разработке семинарского занятия на тему «Духовные измерения человеческого бытия. Общечеловеческие ценности» преподаватель показывает современный подход к организации учебного процесса через формы, методы и технологии инновационного обучения с применением Интернет-технологий, созданием мультимедийных презентаций, путем конструирования творческих учебных заданий, стимулирующих познавательный процесс и повышающий активность студентов.
Актуальность темы «Духовные измерения человеческого бытия. Общечеловеческие ценности» обусловлена тем, что в общественной лексике последних дней «духовность» стала одним из самых употребляемых слов, имеющих мировоззренческое, жизнеориентиующее значение. Философия рассматривает духовность как феномен социального бытия. Человеческая духовность возникает в связи с необходимостью выработки определенного способа регуляции человеческих отношений. В современной культуре меняются образ мира и место человека в нем, идет отказ от многих привычных стереотипов. Проблема настоящего времени заключается в том, что старшее поколение, призванное транслировать культурно значимые ценности молодым, само оказалось в сложной ситуации переосмысления ценностей. Поэтому для молодого поколения так важно изучение философии.
На занятии преподаватель применяет метод проектов, который является одним из методов проблемного обучения. Использование этого метода способствует достижению цели занятия – основательному закреплению студентами теоретических знаний, получению практических навыков и умений, анализу конкретных ситуаций, направленных на активное освоение знаний, на формирование приёмов исследовательской, познавательной деятельности и приобщение студентов к научному поиску, творчеству; на воспитание профессионально значимых качеств личности.
Использование проблемно-поисковых методов обучения направлено на самореализацию и осознанный компетентностный подход к будущей профессиональной деятельности.
Полученные знания позволят студентам эффективно использовать философские ценностно-личностные ориентиры и мотивации человеческой, профессиональной деятельности.
Содержание занятия
Дата 05. 12. 2016 Группа ЭП-15-1/д курс – 2
Специальность: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Дисциплина: «Основы философии»
Преподаватель – Беда Ирина Ивановна
Тема – «Духовные измерения человеческого бытия. Общечеловеческие ценности»
Цели:
методическая - усовершенствовать проведение семинарского занятия с помощью инновационных педагогических технологий обучения (личностно-ориентированная, проблемная, интерактивная), способствующих активизации работы студентов, их познавательной деятельности и творческого уровня освоения содержания учебного материала;
дидактическая – закрепить знания, полученные студентами на лекции (связь между лекцией и семинаром);
обеспечить внедрение в содержание семинарского занятия междисциплинарных связей;
прокомментировать, обсудить и оценить работу студентов на занятии, их знания и умения с помощью дифференцированного подхода;
развивающая – развивать навыки работы с дополнительной информацией, навыки коллективной работы в группе, самоорганизации;
повысить образовательный уровень личности студента, его профессиональную компетентность;
формировать умение анализировать информацию, видоизменять её объём, форму, носитель;
способствовать формированию информационной культуры студентов и развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
развивать ораторское мастерство, умение дискутировать и навыки самоанализа;
воспитательная – формировать нравственные и эстетические представления, системы взглядов на окружающий мир;
воспитывать ответственное отношения к учебе, стремление к творческой, познавательной деятельности.
Вид занятия – семинарское занятие
Тип занятия:семинар-дискуссия
Методы:проектов; эвристическая беседа; проблемно-поисковый; наглядно-демонстрационный (интерактивный).
Формы: индивидуальная, коллективно-групповая; обсуждение докладов; диспут.
Междисциплинарные связи:
обеспечивающие: всемирная история, Отечественная история, история Отечества, социология, право, экономика, филология, информатика, обществознание, этика, мировая художественная культура;
обеспечиваемые: всемирная история, Отечественная история, история Отечества, социология, политология, религиоведение, психология.
Методическое обеспечение занятия - программа дисциплины, методическая разработка открытого занятия, вопросы для проверки знаний, информационно-компьютерное сопровождение докладов (презентации), памятка «Как писать эссе по основам философии» (для домашнего задания).
ТСО: мультимедийное проекционное оборудование, ноутбук.
Литература:
основная –
1. Горелов А.А. Основы философии: учебн. для студ. проф. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2010. - 256 с.
Дополнительная –
Радугин, А.А. Хрестоматия по философии. / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2006. - 317 с.
Интернет-ресурсы:
http://www.vmurol.com.ua.
http://daviscountydaycare.com/kurs-lekczj-z-flosof.html.
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Jakushev/index.php
http://www.konspect.com/disciplines
http://www.info-library.com.ua/
http://filosofia.ru/
http://filosof.historic.ru/
http://www.Labrary.donetsk.ua
Ход занятия
Номер
элемента Элементы занятия, учебные вопросы Продолжительность в минутах (80мин.)
1 2 3
1. Организационная часть 2 мин.
1.1 Взаимное приветствие преподавателя, студентов 1.2 Проверка присутствия студентов на занятии и их готовность к занятию. 2. Фронтальный опрос - проверка готовности студентов к семинарскому занятию
Приложение А 7 мин.
3. Мотивация учебной деятельности (цель мотивации связь учебного материала с реалиями жизни, показ его практического значения). Тема открытого занятия выбрана не случайно так, как в современном мире очень важно обратиться к духовной составляющей культуры человека. В современной культуре меняются образ мира и место человека в нем, идет отказ от многих привычных стереотипов. Проблема настоящего времени заключается в том, что старшее поколение в современном обществе, призванное транслировать культурно значимые ценности молодым, само оказалось в сложной ситуации переосмысления ценностей. Поэтому для молодого поколения так важно изучение философии. 3 мин.

1 2 3
4. Основная часть (объявление темы, проблемы занятия)
Тема: «Духовные измерения человеческого бытия. Общечеловеческие ценности»
Проблема: Раскрыть роль ценностей в индивидуальном и общественном сознании, дать краткую характеристику моральных и эстетических ценностей в развитии ценностных ориентаций человека. 50 мин.
4.1 Доклады и презентации студентов по темам:
1. «Вертикаль человеческого духа».
2. «Общечеловеческие ценности».
3. «Смысл жизни».
4.«Любовь как общечеловеческая ценность»
5. «Семья как общечеловеческая ценность».
6.«Если попираются общечеловеческие ценности». 5. Решение проблемы занятия (дискуссия по докладам студентов)
Приложение Е 10 мин.
6. Заключительная часть
(Подведение итогов занятия, акцентирование внимания на основные понятия темы.) 5 мин.
6.1 Комментирование и оценивание знаний студентов с помощью дифференцированного подхода. Рефлексия
(самоанализ работы студентов)
Приложение З 7. Домашнее задание
(Преподаватель подробно объясняет объем и содержание домашнего задания:
Конкретно ставит цели и задачи, формы и способы его выполнения, указывает на источник получения информации.)
Приложение Ж 3 мин.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к открытому занятию
по дисциплине ОГСЭ.01Основы философии
общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла
на тему «Духовные измерения человеческого бытия. Общечеловеческие ценности»

Приложение А – вопросы для фронтального опроса
Приложение Б - конспект лекции
Приложение В – конспект семинарского занятия
Приложение Г – доклады студентов:
- «Вертикаль человеческого духа».
- «Общечеловеческие ценности».
- «Любовь как общечеловеческая ценность»
- «Семья как общечеловеческая ценность».
- «Если попираются общечеловеческие ценности»
Приложение Д – материалы презентаций студентов к докладам:
- «Вертикаль человеческого духа».
- «Общечеловеческие ценности».
- «Любовь как общечеловеческая ценность»
- «Семья как общечеловеческая ценность».
- «Если попираются общечеловеческие ценности»
- материалы презентации - «Смысл жизни».
Приложение Е – вопросы для дискуссии.
Приложение Ж – домашнее задание: памятка «Как писать эссе по основам философии» (темы эссе на выбор); вопросы для самоконтроля.
Приложение З – самоанализ работы на занятии.

Приложение А
Вопросы для фронтального опроса:
1. Философское учение о ценностях и их природе называется:
2. Назовите основные категории аксиологии.
3. Назовите основные проблемы аксиологического периода философии.
4. Какие новые направления философии возникли в аксиологический период?
5. Что для них характерно?
6. Существуют ли ценности объективно, подобно материальным вещам?
7. Назовите виды ценностей.
8. Назовите формы существования ценностей.
9. Чем отличается добродетель от ценности?
10. Чем отличается долг от ценности?
11. Ницше устами Заратустры говорит: "Жить не мог бы народ, не умей он оценивать"; "Скрижаль высших благ висит над каждым народом. Вглядись, то скрижаль его преодолений...То похвально, что ему трудно дается; что непреложно и трудно, то называет он добром; а что из крайней нужды вызволяет : самое редкое, самое трудное он нарекает священным" И потому у каждого народа свои, особенные ценности- "хочет он сохранить себя, так не должен он оценивать так, как оценивает сосед. Многое, что одобрял один народ, в глазах другого было посмешищем и позором..Человек впервые вложил ценности в вещи, чтобы сохранить себя, - он создал смысл вещей и человеческий смысл!"
Как вы думаете, что этими словами хотел сказать Ницше?
12. Раскройте понятие общечеловеческие ценности.

Приложение Б
Лекция
По теме: «Ценности в жизни человека и общества (аксиология)»
Проблема: Рассмотреть ключевые вопросы аксиологии и обшей теории ценностей.
План:
1. Аксиология как область философского знания.
2. Ценности: многообразие интерпретаций
3. Виды ценностей.

1. АКСИОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬТ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.
Центральная проблема философии это ответ на вопрос об отношении человека и мира. В самом общем значении оно раскрывается в трех основных формах: практическое (предметно-преобразующее); познавательное; ценностное.Термин «аксиология» происходит от греч. axios — «ценность» и logos — «слово», «понятие». Им обозначается направление в философии, которое изучаетоснования ценностного отношения человека к миру, ценностное сознание иценностное действие. Ценностное отношение это положительная, нейтральнаяили отрицательная значимость любых объектов, при отвлечении от их экзистенциальных и качественных характеристик.

Философия занимается изучением не предметной реальности, но общих принципов, норм, идеалов, выраженных в системе ценностей и придающих смысл существованию.

Ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого существования. Ценность - это не только "осознанное", но и жизненно экзистенциально прочувствованное бытие. Она характеризует человеческое измерение общественного сознания, поскольку пропущена через личность, через ее внутренний мир. Поэтому понятно, что ценности имеют большое мировоззренческое значение, являются важнейшим фактором консолидации людей, интеграции их в сообщества. Наличие общих ценностных ориентаций обеспечивает общественное согласие граждан, социальных общностей и групп. Утрата ценностных ориентиров или отказ от сложившейся системы ценностей неизбежно оборачивается угрозой распада и дезинтеграции общества. Ценности - важнейший системообразующий фактор культуры.

Понятие ценностей раскрывает особый аспект отношений человека к миру. Они позволяют глубже понять специфику человеческой деятельности, общества, культуры. Совокупность ценностных ориентаций имеет фундаментальное значение в жизнедеятельности личности. Ценности являются важнейшим фактором консолидации людей, интеграции их в сообщества. Наличие общих ценностных ориентаций обеспечивает общественное согласие граждан, социальных общностей и групп. А утрата ценностных ориентиров или отказ от сложившейся системы ценностей неизбежно оборачивается угрозой распада и дезинтеграции общества. Ценности -важнейший системообразующий фактор культуры. По содержанию ценностей можно судить об обществе в целом.

Со времен античности и до наших дней в философии ведутся споры между представителями различных философских школ и направлений по вопросу о том, является ли ценность атрибутом некоторой вещи, или же она результат оценивания, продиктованного потребностями личности и общества. В первом случае ценность трактуется как нечто объективное, существующее независимо от человека. Во втором -понятие ценности сводится к субъективным оценочным суждениям произвольного характера. Сущность ценностей выводится не из объектов, а из потребностей человека. Обе эти крайние точки зрения отражают некоторые особенности понятия ценности, но не дают его адекватного определения.
Если согласиться с тем, что ценность лишь свойство реальности, т.е. явлений природы, общества или культуры, то неизбежно отождествление истины и ценности. Однако уже Сократ, первым сформулировавший основной вопрос аксиологии: «Что есть благо?»,продемонстрировал существенные различия между ними. Знание является важным, но не единственным условием достижения блага. Это объясняется тем, что предметы и явления природы и общества обладают свойствами, осознание которых может осуществляться либо в форме знания о том, что есть, реально существует, либо в форме представления о том, какой должна быть эта реальность, как должен вести себя человек в отношении к природе и другим людям. В первом случае знание о предмете характеризуется с точки зрения его истинности или ложности, во втором -с точки зрения ценности предмета, т.е. его значимости для человека.

Ценность, как и истина, является не свойством, а отношением между мыслью и действительностью. Основываясь на своем индивидуальном опыте, человек осознает наличие связи между значимым для него объектом и своими потребностями и интересами.
Ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется не свойствами предмета самого по себе, а их вовлеченностью в человеческую жизнь. Кант отмечал, что сознанию даны носители ценностей, вместе с мерой ценности, которая превращает их в желаемое. Без носителей, которые суть предметы природы и культуры, не существует и ценности. Что же касается меры ценности, то это предполагает существование некоторых критериев, соответствие которым делает тот или иной предмет ценностью для данной личности или коллектива. Субъективно желаемое выступает в форме оценки, т.е. установления значимости различных явлений для человека, определяемом его социальной позицией, мировоззрением, уровнем культуры, интеллекта и нравственности. Поэтому бытие ценности постигается не столько в интеллектуальном, сколько в эмоциональном акте. Очевидно, что между субъективно желаемым и ценностью могут возникать противоречия. Например, такой значимый для человека культурный феномен, как игра, считается многими бесцельной и бесполезной деятельностью, простительной лишь в детском возрасте. Шиллер, напротив, подчеркивая значимость игры для человека, писал: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».
Однако не только оценки, но и мир ценностей обнаруживает свою зависимость от человечества, обусловлен его развитием, расширением сферы деятельности, характером культуры и цивилизации. Природа аксиологически нейтральна, как ценность она актуализируется лишь в контексте с человечеством, в конкретно-исторических условиях его существования и развития. Динамику ценностей мы могли увидеть в сопоставлении норм, характерных для различных цивилизаций. Так, для античной Греции высшей ценностью было гармоническое проявление всей полноты человеческой жизни, а для Египта - культ смерти, подготовке к которой подчинялась вся человеческая жизнь.
Ценности надындивидуальны, они могут осознаваться или не осознаваться либо осознаваться неадекватно. Но любой вариант осознания ценностей как субъективно желательного выступает в форме оценки. В отличие от истины, оценка состоит не в достижении соответствия познания действительному положению вещей, а является осознанием вещей и их свойств как необходимых и важных для человека. Существует глубокое различие между объективным значением (значимостью) предмета и личностным смыслом, который эксплицируется субъектом в процессе оценивания. Поэтому в оценке может доминировать субъективный момент, объясняемый личностным характером осмысления мира. Несмотря на это различие, между истиной и ценностью существует неразрывная связь. Истинное знание может быть предметом оценивания, характеризоваться как ценность. В свою очередь, установить значимость мира явлений для человека можно лишь благодаря знанию о них. Судить о значимости вещи -значит иметь представление о том, что она обладает необходимыми субъекту качествами. Ценности отражают реальную связь объекта с потребностями и интересами, устремлениями, целями, идеалами субъекта. Поэтому можно говорить о ценностных суждениях с точки зрения их истинности или ложности. Тем не менее независимо от того, основаны ценностные суждения на истинном знании или на предрассудке, на науке или суеверии, на жизненном опыте или его отсутствии, - они не перестают быть тем, что устанавливают, конституируют ценность. Различие истины и оценки обнаруживается и в способах их постижения, и в форме выражения, и в структурах сознания, участвующих в познавательном и ценностном процессе. Истина постигается путем ограничения субъективного, познание предполагает отвлечение от случайного и внешнего по отношению к исследуемому явлению. В истине мир раскрывается таким, каков он есть независимо от человека. (Хотя момент субъективности в истине в принципе неустраним.) Оценка же в качестве ведущего момента включает в себя субъективное начало, в ней раскрывается не свойство предмета как такового, а его значимость для человека (хотя знание и является предпосылкой для оценки).
Существенно отличаются и формы выражения истины и оценки. Истина имеет форму рационального, логически непротиворечивого знания, раскрывающего законы природы, общества, сознания. Оценки обращены в сферу эмоций, побуждений, воли. Хотя оценки и включают в себя момент знания, однако это знание может иметь весьма смутную образную форму, быть малодоказательным, опираться на интуицию.
Ценности занимают господствующее положение в сфере искусства и религии, морали и права, политической и культурной жизни. Они не переводимы на язык научных понятий и зачастую облекаются в художественно-образную мифологическую или сакрализованно-религиозную форму.
Существенная особенность ценностного суждения состоит в том, что оно есть оценка или побуждение к действию через внутреннее состояние, и прежде всего через эмоциональное переживание ценности. Если научное познание призвано максимально приблизиться к полному адекватному знанию, то ценностное отношение погружает нас в «царство смысла», мир значимостей.
Вопросы для проверки знаний:
1. Что изучает аксиология?
2. Назовите основные категории аксиологии.
3.Назовите основные проблемы аксиологического периода философии.
4.Какие новые направления философии возникли в аксиологический период?
5. Что для них характерно?
2.ЦЕННОСТИ: МНОГООБРАЗИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
Со времен античности и до наших дней в философии ведутся споры между представителями разных философских школ и направлений по базовой для аксиологии проблеме, существуют ли ценности в структуре бытия в целом и как они связаны с предметной реальностью. В философском осмыслении проблемы ценности сложились три оппозиции, отражающие некоторые ее особенности: метафизическо-позитивистская, априористско-феноменалистская и абсолютистско-релятивистская.
Метафизическо-позитивистская оппозиция. Платон в духе метафизики сводит ценности к неким идеальным сущностям, особому царству бытия, небесно возвышающемуся над нашей грешной землей. Немецкий философ Николаи Гартман (1882 - 1950), обосновывая концепцию ценностей, исходящую из признания того, что эмоции приобретают статус онтологического характера за пределами субъективных актов восприятия, отождествляет ценности с платоновскими идеями, противостоящими реальному бытию. Они не возникают и не уничтожаются, а время от времени востребуются или остаются незадействованными как творческие принципы, дающие бытие еще не существующему.
Позитивистская трактовка, напротив, не видит за ценностями ничего, кроме человеческих страстей, чувств и эмоций. Последние вполне реальны, однако статус ценностей всецело номинальный, наделяющий имена самостоятельным существованием. Сущность ценностей выводится не из объектов, а из потребностей человека.
Априористско-феноменалистская оппозиция. В априористской перспективе ценности выступают в качестве совершенно формальных, схематически-структурных образований, предшествующих реальному жизненному опыту и независимых от него. Более того, под их влиянием данный опыт впервые окрашивается в ценностные тона. Иначе говоря, априоризм рассматривает ценности по аналогии с врожденными идеями, якобы обосновывающими и направляющими нашу жизнь. Априорность гарантирует всеобщность и необходимость ценностей, их трансцендентность относительно индивидуальной субъективности и фактических условий жизни.
В противоположность априористскому феноменалистское понимание ценностей сводит все к "здесь-и-сейчас бытию", к непосредственным жизненным взаимодействиям и интерсубъективным ситуациям, к событийной актуальности человеческого существования. Иначе говоря, ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется не свойствами предмета самого по себе, а их вовлеченностью в человеческую жизнь.
Абсолютистско-релятивистская оппозиция. Абсолютистская интерпретация ценностей представляет их как нечто неизменное, раз и навсегда данное, самодовлеющее, непреходящее, вечное. Абсолютность ценностей выводится из природы Универсума или из всемогущества и всеблагости Бога. Если согласиться с тем, что ценности надындивидуальны, то неизбежно отождествление истины и ценности.
Релятивистская интерпретация ценностей замыкается в конечном счете на субъективных желаниях и предпочтениях человека, на признании зависимости ценностей от конкретных обстоятельств времени и места, от этнической, культурной и цивилизационной специфики. Релятивистская интепретация ценностей сводит проблему ценности к проблеме оценочного суждения, объясняемого личностным характером осмысления мира.
Таким образом, на основе анализа сложившихся в истории философии подходов к проблеме ценности можно заключить что ценности не сводятся ни к объективной реальности, ни к области произвольных субъективных определений. Они отражают реальную связь человека и мира природных и социальных явлений, имеющих положительную социальную значимость для жизнедеятельности общества и личности.



Вопросы для закрепления знаний:
1. Дайте характеристику основных подходов к пониманию ценностей?
2. Отметьте различия в основных подходах к пониманию ценностей.
3. ВИДЫ ЦЕННОСТЕЙ
Многообразие потребностей и интересов личности и общества выражается в сложной системе ценностей, которые классифицируются по разным основаниям.


По содержанию различаются ценности, соответствующие представлениям о подсистемах общества: материальные (экономические), политические, социальные и духовные. Каждая из подсистем распадается на элементы, предполагающие собственную классификацию. Так, материальные ценности включают производственно-потребительские (утилитарные), ценности, связанные с отношениями собственности, быта и т.п. Духовные ценности включают нравственные, познавательные, эстетические, религиозные и т.п. идеи, представления, знания.

Ценности имеют конкретно-исторический характер, они соответствуют тому или иному этапу развития общества либо представляют ценности различных демографических групп (молодежь, старшее поколение), а также профессиональных, классовых, религиозных, политических и иных объединений. Неоднородность социальной структуры общества порождает неоднородность и даже противоречивость ценностей и ценностных ориентаций. В этом смысле ценности суть предметная форма существования социальных отношений.

По форме бытия различаются предметные и идеальные (духовные) ценности.

Предметные ценности
Предметные ценности -это естественные блага, потребительная стоимость продуктов труда, социальные блага, содержащиеся в общественных явлениях, исторические события, культурное наследие, моральное добро, эстетические явления, отвечающие критериям красоты, предметы религиозного культа или воплощенные в знаковой форме религиозные идеи и т.п. Предметные ценности существуют не в сознании, а в мире конкретных вещей, явлений, функционирующих в жизнедеятельности людей. Главная сфера предметных ценностей -продукты целесообразной деятельности человека, воплощающей представления личности и общества о совершенстве. При этом в качестве предметно воплощенной ценности может выступать как результат деятельности, так и сама деятельность.
Духовные ценности

К духовным ценностям относятся общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и неправомерном, о смысле истории и предназначении человека и т. д. Если предметные ценности выступают как объекты потребностей и интересов человека, то ценности сознания выполняют двоякую функцию: они суть самостоятельная сфера ценностей и основание, критерий оценки предметных ценностей.
Идеальная форма бытия ценностей реализуется либо в виде осознаваемых представлений о совершенстве, о должном и необходимом, либо в виде неосознаваемых влечений, предпочтений, желаний, стремлений. Представления о совершенстве могут реализоваться либо в конкретно-чувственной, наглядной форме некоего эталона, стандарта, идеала(например, в эстетической деятельности), либо воплощаться средствами языка.
Духовные ценности неоднородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существует целый класс предписаний, жестко программирующих цели и способы деятельности. Это стандарты, правила, каноны, эталоны. Более гибкие, представляющие достаточную свободу в реализации ценности -нормы, вкусы, идеалы, служащие в качестве алгоритма культуры. Норма есть представление об оптимальности и целесообразности деятельности, продиктованное единообразными и стабильными условиями. Нормы включают в себя: форму единообразия поступков (инвариант); запрет на другие варианты поведения; оптимальный вариант поступка в данных общественных условиях (образец); оценку поведения отдельных лиц (иногда в форме некоторых санкций), предостерегающую от возможных отклонений от нормы. Нормативное регулирование пронизывает всю систему деятельности и отношений человека. Условием реализации социальных норм является система их подкрепления, которая предполагает общественное одобрение или осуждение поступка, те или иные санкции к лицу, долженствующему выполнять норму в своей деятельности. Таким образом, наряду с осознанием потребностей (которое, как мы уже отмечали, может быть адекватным или неадекватным) существует осознание их связи с социальными нормами. Хотя нормы и возникают как средство закрепления апробированных общественной практикой, выверенных жизнью способов деятельности, они могут отставать от нее, быть носителями запретов и предписаний, которые уже устарели и препятствуют свободной самореализации личности, тормозят общественный прогресс.
Идеал - представление о высшей норме совершенства, духовное выражение потребности человека в упорядочении, совершенствовании, гармонизации отношений человека и природы, человека и человека, личности и общества. Идеал выполняет регулятивную функцию, он служит вектором, позволяющим определить стратегические цели, реализации которых человек готов посвятить свою жизнь. Возможно ли достижение идеала в действительности? Многие мыслители отвечали на этот вопрос отрицательно: идеал как образ совершенства и завершенности не имеет аналога в эмпирически наблюдаемой действительности, он предстает в сознании как символ трансцендентального, потустороннего. Тем не менее идеал является концентрированным выражением духовных ценностей.

Личностные и групповые ценности
По субъекту -носителю ценностного отношения различают ценности:
надындивидуальные (групповые, национальные, классовые, общечеловеческие);
субъективно-личностные.

Личностные ценности формируются в процессе воспитания и образования, накопления жизненного опыта индивида. Надындивидуальные ценности - результат развития общества и культуры. Личностные и общественные (надындивидуальные) ценности неразрывно связаны между собой. Для философии существенное значение имеет вопрос: каково отношение между ними, какие ценности являются приоритетными -индивидуальные или общественные, формируются ли индивидуальные ценности под влиянием общественных или, напротив, общественные ценности возникают в результате согласования потребностей и интересов индивидов?
В истории философии этот вопрос решался неоднозначно. Так, релятивистская аксиология выводит ценности и соответствующие им оценки из интереса или ситуации, обусловленных индивидуальным бытием человека. В противоположность релятивизму натуралистическое направление представляет ценности не зависящими от сознания субъекта и его оценочных суждений как нечто первичное по отношению к оценивающему. Фрейд и экзистенциалисты признают влияние надындивидуальных ценностей, но оценивают его негативно, полагая, что давление социальных ценностей приводит к конфликту с индивидуальными и подавляет их. По мнению Фрейда, социальный контроль приводит к дезадаптации личности, порождая всевозможные формы неврозов. Фрейд усматривал наличие конфликта между областью психики индивида, в которой сосредоточены его бессознательные желания, и культурой, вытесняющей из его сознания идеи, идущие вразрез с требованиями общества. Антагонизм природного начала и ценностей культуры приводит к уменьшению человеческого счастья, усилению чувства вины перед обществом, связанной с неспособностью индивида ограничить свои природные желания.
Экзистенциализм также подчеркивает, что социальные требования противостоят индивидуальной мотивации, подавляют личностные проявления. Тирания общественных ценностей таит угрозу дезинтеграции и деиндивидуализации личности. Конформистское сознание, формирующееся в результате бездумного принятия господствующих ценностей, заведенного порядка вещей, препятствует расширению границ индивидуального «Я», а ориентация личности на внешние по отношению к ней социальные ценности уводит ее от подлинного существования к безликому стандарту. С названными философскими установками связана и критика науки, направленная на то, чтобы поколебать сциентистские установки и технократические иллюзии, формируемые обществом. Экзистенциализм обрушивается также и на официальное право, мораль. Безумной жажде власти он противопоставляет идеи неотчуждаемости свободы одного индивида наряду с собственной свободой другого, чтобы акт его выбора был выбором для всех. Но этот выбор ценностей индивид обязан осуществлять вопреки и в противовес тому выбору и тем ценностям, которые навязывает ему общество.
С названной трактовкой соотношения индивидуальных и надындивидуальных ценностей полностью согласиться нельзя. Общественные ценности предзаданы сознанию индивида, формируются и существует до его рождения и продолжают существовать после его смерти. В этом смысле они воспринимаются и существуют для индивида как некая объективная реальность, осознаются им как таковая. Но социальные ценности не являются ни более совершенными, ни тем более абсолютными. Они порождены определенными условиями жизни общества, являются субъективным выражением этих условий. Поэтому и влияние надындивидуальных ценностей на индивидуальные может быть как позитивным, так и негативным. Но личность является сознательным и активно действующим субъектом, свободно определяющим свои ближайшие и отдаленные цели и приоритеты, осознающим свои потребности и оценивающим жизнь сообразно своему опыту.
В этой связи существенное значение имеет и ответ на вопрос, какое место занимают надындивидуальные и личностные ценности в структуре личности, каково их соотношение. Ответ на этот вопрос важен потому, что ценности являются основой, которая образует ядро личности, обеспечивающее ее целостность и определенность. Очевидно, что надындивидуальные ценности первичны в формировании личности, они позволяют ей адаптироваться к социальным условиям, занять в обществе определенное место, получить удовлетворительный личный статус. Веками передающиеся из поколения в поколение социальные ценности усваиваются личностью в процессе ее социализации. Психология отвечает и на вопрос о том, каковы механизмы превращения социальных ценностей во внутренние устойчивые элементы психической жизни индивида. Таким механизмом является интериоризация, т.е. внесение некоторых аспектов внешнего мира в личную психическую жизнь человека, так что внутренняя репрезентация внешнего мира оказывает влияние на его мышление и поведение, формирование внутренних структур человеческой психики путем усвоения внешних структур социальной деятельности. В современной психологии выдвигается также идея исторической интериоризации: то, что в определенный исторический период является формой массового поведения людей, в дальнейшем трансформируется во внутренние механизмы сознания. Таковы, например, ритуалы, театр, церковь, коллективные действа типа игры, а в современных условиях -школа, телевидение, средства массовой информации, в рамках которых формируется определенный строй психики.
Но в формировании индивидуальных ценностей участвуют не только разнообразные формы деятельности (труд, познание, общение, игра). В качестве такого инструмента выступают социальные структуры в целом. Рынок и быт, реклама и мода, политика и право, образование и воспитание, средства массовой информации и искусство, господствующие культурные нормы и авторитет некоторых лиц, официально признанных общественно-политическими институтами в качестве эталонов, социально-психологические стереотипы, шаблоны, специфическая ритуальная практика, мораль и табу -все это слагаемые духовной жизни общества, формирующие ценностные ориентации личности.
Формирование личности происходит в рамках социальных групп, общностей, объединений с их специфическим набором ценностей. Принадлежность личности к названным группам выражается в том, что она разделяет их идеалы и ценности, Но личность, как правило, включена не в одну, а несколько социальных групп (нации и классы, семья и учебное заведение, круг друзей и производственный коллектив и т.п.). В различных группах приоритетными могут быть различные и даже противоположные ценностные приоритеты. Противоречия между этими группами могут привести к возникновению внутриличностного ценностного конфликта, что стимулирует самостоятельный поиск приоритетных ценностей. Таким образом, возникновение индивидуализированных, отличительных и неповторимых особенностей личности, ее особый жизненный опыт неизбежно сопряжены с формированием особых индивидуализированных ценностей, которые не противостоят социальным, а дополняют их.
Как регуляторы поведения личности ценности оказывают влияние на ее поведение независимо от того, осознаются те или иные явления как ценности или не осознаются. Сознательные представления о системе ценностей, совокупность ценностных установок составляет ценностные ориентации личности. Они формируются в процессе усвоения социальных норм и требований времени и тех социальных групп, куда личность оказывается включенной.
Ценностные ориентации подкрепляются и корректируются жизненным опытом индивида и всей совокупностью его переживаний. Они позволяют индивиду отчленить значимое от незначительного, обусловливают стабильность и устойчивость мотивации и преемственность его поведения и сознания. Тем не менее и неосознаваемые влечения, желания, стремления дают о себе знать, особенно тогда, когда они вступают в противоречие с сознательными ценностными ориентациями личности, что приводит к противоречиям между сознательно декларируемыми и фактически разделяемыми ценностями. Причиной названных противоречий может быть то, что человек не отдает себе отчета о реальных ценностях, предпочитая актуальные. В выборе ценностных приоритетов сказывается также противоречие между самооценкой и фактическим личным статусом, а также осознание противоречий между собственными индивидуализированными ценностями и ценностями, разделяемыми социально престижными группами.
Вопросы для самопроверки:
1. Существуют ли ценности объективно, подобно материальным вещам?
2. Назовите виды ценностей.
3. Назовите формы существования ценностей.
4. Какое место занимают надындивидуальные и личностные ценности в структуре личности, каково их соотношение?
5. Раскройте понятие общечеловеческие ценности.

Приложение В
СЕМИНАР
По теме: «Духовные измерения человеческого бытия. Общечеловеческие ценности»
Цель семинара: помочь студентам сформировать миропонимание и сознание, сформировать гуманистическое мировоззрение.
Проблема: раскрыть роль ценностей в индивидуальном и общественном сознании, дать краткую характеристику моральных и эстетических ценностей в развитии ценностных ориентаций человека.
План семинара:
1. Человек как духовное существо.
2. Ценность как способ освоения мира человеком.
3. Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия.
4. Моральные, эстетические ценности, их особенности и роль в человеческой жизни.

Приложение Г
Доклад «Вертикаль» человеческого духа»
«Духовность», «духовный опыт», «одухотворенный», «упал духом», «духовенство» и т.п., - эти слова и выражения часто используются в повседневной жизни.
Но дать понятие духовности нелегко. В религии, философии, науке и художественном творчестве оно используется для обозначения некоего важнейшего качества человека. Духовность - высший уровень освоения человеком мира: отношение к природе, обществу, другим людям и к самому себе. Система этих отношений образует духовный мир личности. В духовной сфере человек осуществляет осмысление и выбор идеалов, ценностей, целеполаганий.
Духовность - интегративное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия.
Поиск смысложизненных ценностей выражается в «вечных вопросах» человеческого бытия: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?» (И. Кант) - «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идем?» (П. Гоген) "Вечные вопросы" актуализируются на протяжении всей истории человечества и каждый раз решаются заново.
Подчеркивая всю важность духовной жизни для человека, можно сказать, вслед за германскими антропологами М. Шелером и X. Плеснером, что человек - это дух.
Духовность, однако, не дана непосредственно. Это процесс преодоления, подразумевающий переход на принципиально новый уровень бытия человека. Это выход человека за рамки узкоэмпирического бытия, повседневности, восхождение личности к своим идеалам, ценностям и реализация их на своем жизненном пути. "Человек измеряется не с ног до головы, а от головы до неба" (Конфуций). Человеческая сущность - это «вертикаль» духа.
Что же есть то высшее, в котором человек преодолевает себя? Христианское вероучение и русская религиозная философия утверждают, что источник духовности находится вне человека, и отождествляют Дух - с Богом. Человек, таким образом, получает дух от Бога. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт. 1:27). Этот дар преображает природно-биологическое в человеке, освящает все его существо. То, что человек открывает как божество, есть одновременно глубина и неисчерпаемость его собственного внутреннего духовного мира.
Немецкий философ К. Ясперс выделяет несколько оснований, по которым оценивает христианство как высокодуховную религию. Это ответственность христианина за судьбу тварного мира в целом, создание Церкви как формы организации человеческого духа, необходимость самоотнесения христианина ко всему человеческому роду, наконец, вбирание в себя христианством всех идеалов, считавшихся до сих пор наиболее высокими, и сохранение их в нерушимой традиции.
Западноевропейская философская традиция, берущая начало из древнегреческой философии, указывает в человеке другое высшее начало - разум. Преимущества и недостатки такого понимания ярко проявились в эпоху Нового времени. Дух, понятый как разум, обычно противопоставлялся материи. Дух, прежде всего, бесплотен, это отсутствие материи. Англичанин Д. Юм объясняет появление мыслительных образов из чувственных впечатлений через их ослабление. Об оппозиции духа и материи впервые говорит французский мыслитель Р. Декарт. Он выделяет две субстанции - мыслящую и протяженную, или дух и материю. Они не могут быть сведены друг к другу, и тогда взаимодействие человеческого тела и интеллекта, например, представляет неразрешимую проблему.
Позднее, в своем философском учении немецкий философ Гегель придает разуму форму абсолютного начала - Абсолютного Духа. Систематическое учение, созданное им, безусловно, является онтологией, наукой о бытии. Однако вместе со словом «дух», которому именно христианство придало особый смысл, в учение Гегеля привносятся многочисленные противоречия. Так, например, «Абсолютный» Дух оказывается самозамкнутым: он может познавать только сам себя, поскольку мироздание понимается как продукт самоотчуждения духа, его объективации в процессе познания, таким образом, обнаруживается неправомерность приравнивания Духа к разуму.
В 20 столетии появляется новое направление в философии – философская антропология, которая пытается дать понятия духа и духовности на других основаниях.
По-новому понятую, духовность невозможно вывести из биологического (это нечто принципиально иное), - с другой стороны, духовность лишена и божественного происхождения. Человек как дух обладает собственной позицией. М. Шелер вводит понятие эксцентричности для характеристики человеческого бытия. Эта неукорененность человека называется его сущностью. Человек есть разорванное существо - таков приговор философской антропологии. Далее, акцентируя внимание на биологической составляющей человека и инородности ей человеческого духа, человек определяется как «неустановившееся животное», биологически ущербное, непригодное для животной жизни. Эта биологическая ущербность распространяется и на те понятия, с помощью которых М. Шелер пытается раскрыть содержание духовной жизни: интерес к миру, любовное отношение к другим людям, свобода. Мы сталкиваемся с трудностями, когда пытаемся дать точное понятие духовности: следует ли отсюда заключить, что наши рассуждения тщетны, более того, беспредметны? Нет. Существование духовности не надо доказывать, об этом свидетельствует опыт людей, живущих высшей духовной жизнью - святых, великих художников, крупных ученых. «Высота духа, напряженность духа, горение духа, есть сама реальность духа, само обнаружение духовного мира» (Н. Бердяев).

Доклад «Общечеловеческие ценности»
Общечеловеческие ценности – это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох. Эти ценности не являются материальными, хотя и важны для всего человечества.
Общечеловеческие ценности направлены на развитие духовности, свободы, равенства между всеми членами общества. Если в процессе самопознания людей отсутствовало влияние общечеловеческих ценностей, в обществе оправдываются акты насилия, процветают враждебность, поклонение «денежному тельцу», рабство.
Носителями общечеловеческих духовных ценностей являются некоторые личности. Чаще всего они известны множеству людей даже спустя много лет после смерти: Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Лев Николаевич Толстой, Михаил Ломоносов и многие другие. Все эти люди несли добро, любовь, веру и просвещение.
Очень часто общечеловеческими ценностями являются предметы искусства. Стремление к красоте, желание проявить свою уникальность, познать мир и самого себя пробуждают в человеке жажду творить, изобретать, конструировать, создавать что-то совершенно новое. Даже в первобытном обществе люди рисовали, создавали скульптуры, украшали дома, сочиняли музыку.
К общечеловеческим ценностям также относятся чувство долга, человеческое достоинство, равенство, вера, честность, долг, справедливость, ответственность, поиск истины и смысла жизни. Умные правители всегда заботились о поддержании этих ценностей – развивали науку, строили храмы, заботились о сиротах и стариках.
Как же проявляются общечеловеческие ценности в повседневной жизни? Это абсолютная ценность человеческой жизни, уважение жизни во всем многообразии ее проявлений, любовь, ответственность, служение человечеству, дружелюбие, энтузиазм, чувство благодарности, творчество, потребность делиться, чистота и культура речи, здоровый образ жизни, искренность, улыбка, умение прощать, сострадание, уважительное отношение к старшим, забота о детях, бережное отношение к природе, животным, осознание ценностей мировой культуры, уважение всех религий и национальностей и т.д.
Общечеловеческих ценностей достаточно много, и для того чтобы они проявились в повседневной жизни не нужно уходить в горы в поисках "истины и справедливости", достаточно воспитания и осознанного отношения к жизни.
Посмотрите, эти ценности - это то, что составляет природу каждого человека, все они в своей основе самым тонким образом связаны между собой, поскольку исходят из одного источника - Вашей души. Это разные проявления одной силы, которая исходит из глубины Существа каждого человека - сознания. Дух любит разнообразие! И когда в человеке в результате осознанных усилий проявляется одно - два качества, то через какое-то время Вы увидите, как начинают расцветать все остальные подобно лепесткам прекрасной розы. Это то направление, в котором духовно движется человек.
Общечеловеческие ценности поистине являются сокровищем, поскольку дают полный расцвет человеческой жизни. Как же определить, в каком направлении движется человек? Если в жизни человека нет места жалобам, если он смело берет на себя ответственность, если каждый свой день он начинает с вопроса: что я смогу еще сделать для близких людей, для страны, для Вселенной, он на верном пути.

Доклад «Любовь как общечеловеческая ценность»
(отрывок из фильма "Обыкновенное чудо").
О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты. Все же для каждого нового поколения, вступающего в жизнь, философия любви - это тайна за семью печатями, крепость, которую надо покорить самому, пройдя нелегкий путь загадок и потерь.
Любовь - понятие необычайно емкое и многозначное. Любят свое дело, своих товарищей, друзей. Любят близких, семью, детей.
Великое чувство, его до конца
Мы живо в душе сохраняем.
Мы любим сестру и жену, и отца,
Но в муках мы мать вспоминаем.
О материнской любви слагали притчи и легенды люди, начиная с самых древних времен. И действительно, это самое сильное из всех любовных чувств человека. Сила материнской любви так велика, что способна изменить в лучшую сторону душу ребенка. Но и ребенок любит свою мать, и эта любовь также способна дать матери очень многое.
Ребенок никогда ни на что и ни на кого не променяет свою мать, ему совершенно неважно, какая ждет его жизнь, богатая или бедная . Также не является главным, что в мире будет происходить, главное, чтобы мама была рядом и дарила свою любовь. Дети любят самой чистой и искренней любовью, потому что в их невинных душах нет места гордости, обиде, злости и всем остальным неприятным качествам. Дети всегда простят и будут дальше дарить свою любовь, радость и счастье. Существуют ли на свете отношения подобные отношениям матери и ребенка? Отношения абсолютно уникальные по своей силе, глубине и значимости. Отношения, которые во многом определяют нашу жизнь.
Мама это наш первый мир, наша первая жизнь – земля обетованная. Жизнь – полная единения, тепла, гармонии и комфорта. Все самое важное и основополагающее связано с нашей мамой.
Но умы людей больше всего занимает чувство любви женщины и мужчины.
Вечные романтики - поэты, композиторы и художники возвысили любовь до уровня всемогущей силы, правящей ходом мировой истории. С этим можно и поспорить, но любовь может стать - и надолго - смыслом жизни человеческой, оттеснить все другие дела.
Однажды появившись, любовь прочно заняла свое место в жизни. Ее обожествляли и проклинали, в ее честь возводили дворцы и храмы, ее сажали в тюрьмы и сжигали на кострах. Затем одумывались, собирали пепел и вновь поклонялись.
Мученики и герои любви, как ученые, как великие мореплаватели, рискуя и жертвуя собой, прокладывали путь к неведомым материкам человеческих отношений. Ромео пил яд, Эмили Осборн заботилась о ребенке, Святые Мученики страдали за Христа - ну а человечество, обогащенное их горестным опытом, становилось чуть-чуть счастливее и умнее.
От времени создания трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» прошел не один век, но до сих пор зрители волнуются, следя за судьбой влюбленных из Вероны, а актеры, которые получили роль в трагедии, воспринимают это как самое яркое событие в своей творческой жизни.
Любовь Ромео и Джульетты — безудержная, чистая и героическая — длится лишь несколько дней и противостоит старым взглядам и отношениям средневековой окоченелости, под властью которой находятся Капулетти и Монтекки. Это настоящий бой за свободную жизнь и права человека. Трагическая гибель детей примирила наконец враждующие семьи, но какой ценой! Своей смертью влюбленные словно покупают победу нового жизненного принципа — принципа мира, дружбы, любви. Горе потери принуждает Монтекки и Капулетти понять, что бессмысленной враждой они уничтожили собственное будущее. В гибели влюбленных рождается новая истина: человеческие чувства более святы и значительнее вековых сословных суеверий. (отрывок из фильма "Ромео и Джульетта").
Любовь стоит отдельно от других человеческих чувств, отличаясь от них своей духовностью, возвышенностью, побуждением к созиданию и самосовершенствованию. Один из главных «симптомов» любви – когда человек получает больше удовольствия от того, что отдает, чем от того, что получает, при этом не требуя ничего взамен. Речь идет не о материальных вещах, а о духовных – любя, мы отдаем человеку свою жизнь, ведь отныне все помыслы, все радости и печали связаны с любимым человеком. Именно поэтому не может называться любящим человек, относящийся к любви только с потребительской точки зрения, стремящийся лишь получить от другого человека его внимание и заботу.
Любовь 33-летнего известного русского поэта и 15-летней грузинской аристократки продлилась считанные месяцы, но память о ней «черная роза Тифлиса», как прозвали не снимающую траурного платья вдову, хранила всю жизнь. После гибели мужа Нина воздвигла памятник Александру Грибоедову на горе Мтацминда — пьедестал из черного мрамора и изваяние плачущей вдовы, охватившей руками крест, с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?». Их счастье было коротким, но любовь стала бессмертной. Неудивительно, что Нина Чавчавадзе вошла в историю как символ верности, свидетельство того, что великая любовь никогда не умирает…
Нужно понимать – жизнь человеческая в той или иной мере начинается с любви и любовью заканчивается. .Нельзя превращать любовь в будничное и повседневное чувство – ценность любви в ее вездесущности, в ее неподкупности…только она еще в нашей жизни осталась такой, какой она была и сто, и пятьсот, и тысячу лет назад – изменились только мы сами….

Доклад «Семья как общечеловеческая ценность»
(отрывок из фильма "По семейным обстоятельствам")
Издавна на Руси семья занимала главнейшее место, ведь она укрепляла и растила новые поколения русского народа. Семьей принято было гордиться и на нее надеяться. Даже детей готовили к семейной жизни с раннего возраста: девочкам с 5 лет шили приданое, а мальчиков приобщали к какому-либо делу.
В семье человек появляется на свет, воспитывается, усваивает ценности, становится личностью, благодаря чему впоследствии и может занять свою социальную нишу: стать учёным, военным, рабочим, земледельцем или представителем сотен других профессий и призваний. От здоровья семьи (социального, физического, духовного) зависит состояние общества в целом, в связи с чем как процветание, так и кризис семьи неизбежно отражается во всех ключевых сферах жизнедеятельности.
Для каждого человека семья – это необходимость, с помощью которой он реализует не только биологические потребности, а в первую очередь духовные потребности, потребности в любви, заботе и признании. Семья является единственным «воспроизводителем» высших ценностей: любви, веры, способности жертвоприношения. Семья формирует духовную сферу человека, развивает его добродетели, приобщает к миру культуры.
Опираясь на взгляды русских религиозных философов начала XX в. (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, Л.Н. Толстой, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков и др.), можно говорить о семье как о неотъемлемой части культуры. Семья рассматривалась как основной институт духовного воспитания индивида, как институт трансляции культурных и нравственных ценностей, как «домашняя школа» формирования и развития личности.
Именно гуманистический идеал – человек как высшая ценность – определяет смысл и назначение семейной жизни, а ее ценности отражают признание гуманистических общечеловеческих идеалов (добра, справедливости, взаимопомощи, милосердия и т. д.). В семье и браке ориентация на человека как высшую ценность может реализоваться в развертывании различных личностных смыслов, связанных с идеей служения другому человеку, с самореализацией человека как личности во взаимодействии с другими людьми.
Классическое понимание семьи как основы государства было дано ещё Аристотелем в трактате «Политика», где Стагирит пишет: «Уяснив, из каких элементов состоит государство, мы должны прежде всего сказать об организации семьи, ведь каждое государство слагается из отдельных семей». Подобные взгляды разделял, например, и другой великий мыслитель древности – Конфуций. Он говорил, что лучше всего сплочения общества можно достичь посредством укрепления положения семьи и всяческого поощрения уважительного отношения к старикам и родителям.
Собственно, это традиционное, естественное понимание семьи отражено в духовном, культурном, правовом наследии человечества и представляет собой аксиому. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г., отмечается, что «семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства».
Семья, по признанию ученых, – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Семейные ценности обусловлены уникальностью и социальной значимостью семьи.
Семья и семейные ценности во всех странах мира всегда лежали в основе любого общества. Независимо от культурных особенностей, дети рождались, воспитывались и подрастали в семьях, постепенно перенимая опыт и традиции старшего поколения, становясь полноправными представителями своего народа.
Ценности можно поделить на материальные и духовные. И те и другие могут являться семейными, если защищаются и отстаиваются её членами. Ценности духовные - это объединяющие идеи. Это то, ради чего семья в принципе существует. Это не просто общая точка зрения на одни и те же вопросы, но и стремление отстаивать эту точку зрения, защищать её. К духовным семейным ценностям относятся и семейные традиции, и семейные устои. Где начинаются и заканчиваются границы ответственности мужа, жены, старшего сына, дочери. Как поддерживаются отношения с бабушками и дедушками и, какую роль они играют в воспитании своих внуков. Каков принцип наследования имущества и многое другое. Вместе это называется семейным укладом.
Главные ценности семьи: любовь, дети, здоровье всех и совместно проведенное свободное время. Духовные ценности семьи обладают долговечностью и часто представлены вещественно. Это может быть домашняя библиотека, которую собирал еще дед или прадед, фонотека, записи-воспоминания, дневники, письма, фотоальбомы, портреты, семейный архив в целом, документы, награды, ордена и т. д.
Семейная ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит весомым достоянием для ее потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. В нашем представлении, семейные ценности - это не только семейные праздники, не только помощь в выборе профессии членами семьи, не только традиционные увлечения, это гораздо большее. Прежде всего - это внутренняя культура семьи: великодушие, снисходительность, уступчивость, доброжелательность, то есть все то, без чего не может существовать семья.
Патриархальные русские семьи были многопоколенными, они включали три-четыре поколения родственников, даже в первой трети XX века в них порой жили три, четыре семьи с детьми. Сложившаяся за века стройная система взаимоотношений в семье позволяла успешно избегать конфликтов, умело распределять труд ее членов, сохранять детей.
«Дом — семья, семейный очаг — основная микроструктура в городе, в которой силы взаимодействия и доверия, душевной близости особенно прочны. Семья — хранительница традиций, памяти поколений — формировала систему ценностей и кодекс поведения человека» — эту формулировку В.П. Даркевича можно, пожалуй, отнести не только к древнерусским временам. Семья на протяжении столетий выполняла и в настоящий момент выполняет функцию основной структурной единицы общества.
Традиционное отношение к семье строится на священном семейном союзе. В семье происходит духовное обогащение личности. В ней сохраняются и укрепляются обычаи и традиции народа. Многие традиции в семье сохранялись веками: это верность семейному укладу и коллективной жизни, уважение к предкам и почитание старших, стремление не запятнать доброе имя отцов, желание своим трудом и знаниями упрочить авторитет рода, заслужить признание и уважение людей.
(ролик про семью).

Доклад: «Если попираются общечеловеческие ценности»
Разумный человек никогда не будет мириться со злом, несправедливостью и он всегда будет стремиться сделать лучше, как для себя, так и для всего общества. Разум иначе мыслить не может. Его деятельность направлена на созидание, а не на разрушение.
Традиционные, а лучше сказать, вечные ценности — это ценности веры, любви, долга, ответственности, солидарности. Это ценности, восходящие еще к дохристианскому представлению о естественных нравственных нормах. И ведь никто не может опровергнуть идею объективной нравственности, не зависящей от внешних обстоятельств.
Разрушение нравственного начала есть разрушение человеческой личности. Нравственный закон восходит к самым первым шагам человеческой цивилизации. Этот закон действительно вписан в саму структуру мироздания, и потому отвергнуть его значит встать на путь, ведущий к разрушению и личности и общества.(отрывок из ф. "Бесы", монолог П. Верховенского).
В истории человечества нередко раздавались слова проклятия тому или иному обществу, его нравам. Маленькая трагедия Пушкина «Скупой рыцарь» завершается горьким возгласом: «Ужасный век, ужасные сердца!» И в самом деле, есть от чего содрогнуться. Сын поднимает руку на отца. Угодничество заглядывает в чужие очи, вычитывая в них безжалостную волю. Люди готовы служить богатству, как «алжирский раб, как пес цепной». Страшное, не ведающее милосердия корыстолюбие. Сердце, обросшее мхом. Распад человеческого достоинства.
Но какой же век оказался ужаснее? Тот средневековый, с турнирами? Или последующий, вписавший в историю страницы первоначального накопления? А истребление целых народов — негров, индейцев, арабов, сопутствующее эпохе колонизаторов. А может быть, «ужасные сердца» — это про нас? Ведь это мы, люди XX столетия, взметнули к небу грибовидное облако. Мы довели исстрадавшуюся природу до кровоточащих ран. Это нам в глаза смотрит обнаженная женщина из документального фильма кинорежиссера Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм» о зверствах нацистов. Святая ХХ столетия, она прикрывает грудь руками перед мигом казни...
В истории каждого государства бывают периоды процветания, но бывают и периоды смуты. Побочные явления времен смуты – не только жертвы, но и потеря ценностей для многих, когда система настолько поглощает личность, что он смотрит не глазами человека, а глазами этой системы как зверя – целью оправдываются все средства. Попираются общечеловеческие ценности. Если в простом человеческом сознании – ложь, коварство, подлость, - это плохо, то в период правления такой системы – все оправдывается и не называется своими именами. Получается неприкрытое зло во имя добра. Все искажается и деформируется. Все говорят «это белое», лишь единицы говорят «это черное», попадая в список презираемых и отчужденных. Что же происходит когда попираются общечеловеческие ценности? Бесценные памятники культуры, архитектуры, истории подвергаются варварскому разрушению, исчезают бесследно. Матерей разлучают с детьми, семьи лишают отцов, порядочных, талантливых людей объявляют вне закона, и тех, кто испытывает хоть каплю доброты и сочувствия к несчастным – тоже объявляют врагами общества.
Эксперименты с нравственностью оборачиваются социальной нестабильностью, конфликтами, ростом преступности, всем тем кошмаром, от которого страдает современное общество.
Могут ли люди жить без ценностей, в мире грозных и ложных ориентиров? Русский философ Николай Бердяев, размышляя на эту тему, пришел к выводу: нет, без ценностей человек прожить не может... Не пойдет солдат на верную смерть, лишь только за то, чтобы вон тот холмик стал нашим. Он не сдвинется с места. А за веру, царя, Отечество пойдет и погибнет. Ценности определяют наше поведение...
У грузинского народа есть своеобразная традиция. Когда люди сидят за столом, они произносят разные тосты — за здоровье, за счастье, за благоденствие. Но вот праздник подходит к концу. Остается последняя здравица. Она всегда одинаковая — «за все святое...» Люди интуитивно понимают, что самое главное в жизни — это то, что выше повседневных забот. Жизнь можно отдать только за то, что свято...

Приложение Д
Презентации студентов к докладам


Приложение Е
Вопросы для дискуссии
1. Чем человек отличается от животных? Доступна ли духовность сообществам животных?
2. Какие жизненные ориентиры и ценности играют наиболее значимую роль в жизни человека
3.Что представляет собой современная семья? Какова роль семейных ценностей?
4. Возможна ли жизнь без любви? Изменилось ли отношение к любви сегодня по сравнению с прошлым?
5. Что есть добро и зло?

Приложение Ж
Домашнее задание: темы эссе (на выбор); вопросы и задание для самоконтроля.
Перечень тем эссе (на выбор)
"Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим её наделить" (И. Бергман).
"Видеть и чувствовать – это быть, размышлять – это жить" (У.Шекспир).
"Жизнь – это прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или учёным" (Д.С. Лихачёв).
«Многие вещи управляют людьми – климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа» (Ш.Монтескье).
«Кто раздувает пламя ссоры и ворочает головни, тот не должен жаловаться, если искры попадают ему в лицо» (Б.Франклин).
«Совесть – это моральный светильник, озаряющий хороший путь и гаснущий, если человек сворачивает на плохой» (Гегель).
Красота есть во всем, но не всем дано это видеть. (Конфуций).
Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. (А.П.Чехов).
Любовь никогда не требует, она всегда дает. Любовь всегда страдает, никогда не выражает протеста, никогда не мстит за себя. (Ганди Махатма).
Согласны ли вы с социобиологами в том, что соблюдение моральных норм генетически предопределено?
Существует ли нравственная свобода?
«Самое страшное, что может случиться с человеком, - это если боги лишат его наказания» (Сократ).
Гений и злодейство… совместимы ли они?
В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить (Сократ).
Быть человеком – значит быть борцом (И.В.Гете).
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно — значит вырастить угрозу для общества (Теодор Рузвельт).
Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь. (А.Шопенгауэр).
Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого (И.Кант).
Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне (И.Кант).
Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием (Бенедикт Спиноза).
Никто не становится хорошим человеком случайно (Платон).
Самое меньшее благо в жизни — это богатство; самое большое — мудрость (Лессинг Г. Э.).
Памятка «Как писать эссе по основам философии»:
Эссе – это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.
Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и самим студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). В отличие от реферата, эссе – это:
- сочинение небольшого объема;
- написанное на конкретную тему (труд, посвященный анализу широкого круга проблем, не может быть выполнен в жанре эссе);
- свободной композиции (в студенческом эссе не требуется такого раздела, как «оглавление» с четким перечислением глав и параграфов в силу небольшого объема работы);
- выражающее индивидуальные впечатления и соображения студента по конкретному вопросу;
- эссе не претендует на исчерпывающее раскрытие темы и представляет всего лишь попытку студента передать свои собственные взгляды на проблему и соображения с нею связанные.
В эссе можно выражать нестандартные, оригинальные мысли, оно предполагает творческую составляющую. Главное, чтобы избранная вами тема была близка вашему миропониманию, мироощущению.
Вопросы и задание для самоконтроля:
Какой мыслитель античности первым употребил понятие «ценность» как философский термин?
Являются ли ценности автономными по отношению друг к другу?
Чем человек отличается от животных?
Есть ли общее в ценностной ориентации буддиста, христианина и мусульманина?
Поразмышляйте над высказываниями приведенными ниже:
- «Цель жизни - в познании, в строгом следовании велениям разума, подчинении ему аффектов. «(Бенедикт Спиноза).
- «Смысл жизни человека - в стремлении к счастью, своему собственному и других людей. «(Людвиг Фейербах).
- «Счастье даётся тому, кто много трудится». (Леонардо да Винчи).
- «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душу свою загубит. Какой выкуп даст человек за душу свою?» (Иисус Христос (Евангелие от Матфея, 16:26).

Приложение З
Самоанализ работы на занятии.
1. На занятии я работал2. Своей работой на занятии я3. Занятие для меня показалось4. На занятии я5. Мое настроение6. Материал занятия мне был7. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивнодоволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудныминтересно / не интересно

Приложенные файлы

  • docx 99465
    Размер файла: 6 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий