Презентация по марийскому государственному языку Пайрем-влак (Праздники)


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Марий пайрем-влак Марийские народные праздники в древности приурочивались к завершению одного и начала другого этапа трудовой деятельности. Между основными календарными праздниками выдерживался семинедельный период. Первым календарным праздником является Шорыкйол ШорыкйолПраздник совпадал с днём зимнего солнцестояния, начинался в субботу между 21 и 27 декабря по старому стилю, по новому – в начале января.Шорыкйол в пероводе с марийского означает «овечья нога». Этот праздник связан с культом плодородия.Крестьяне выходили в поле, делали из снега кучи, напоминающие скирды хлеба; трясли фруктовые деревья, чтобы они лучше плодоносили. Люди считали деньги, в дни Шорыкйола проводились театрализованные представления. Ряженые (Васли Кува и Васли Кугыза) ходили по домам , оценивали мастерство и трудолюбие хозяев.Хозяева дома старались привечать ряженых как можно лучше, так как ряженые воспринимались марийцами как предвестники будущего. Они предвещали домохозяевам хороший урожай, увеличение приплода скота в подворье, счастливую семейную жизнь. УярняВесенний праздник совпадает с русской масленицей. Марийцы с утра пекли блины, пироги, ватрушки, колобки (уяча) и готовились встречать гостей. Устраивали катания на санях и санках с гор, где не было гор устраивали горки из жердей и брёвен (уярня вара). Во время спуска веселились, выкрикивали звукоподражательные слова и специальную песню-прибаутку:Ӱярня йор-йор-йор, (Масленица йор-йор-йор),  Волак лот-лот-лот, (Лоток лот-лот-лот),  Мелна чыр-чыр-чыр! (Блинычыр-чыр-чыр!).В последний день изготовляли соломенное чучело, провожали его из деревни и сжигали за околицей. КугечеОтмечался он, как праздник весны, как момент наделения земли плодородной силой, хозяйства - благосостоянием, семьи - здоровьем. Кугече сопровождался многочисленными обрядами и поверьями. В целях ограждения людей, жилищ, посевов, скота от возможного нанесения вреда, совершали ряд магических обрядов. Главным в древнем языческом празднике Кугече был обряд поминовения предков. Поминовение усопших происходило в четверг в каждом доме. Верили, что души умерших сородичей покровительствуют живых, оказывают влияние на состояние их хозяйства и на семейную жизнь. К пасхальной неделе парни устанавливали качели. У качелей устраивали молодежные игры, песни и танцы.  Агавайрем— древний земледельческий праздник, посвящен божествам плодородия, земли и силам природы, имеет важное религиозное значение. Им завершается весенний цикл праздничной обрядности марийцев. На моление в рощу выходят в нарядной одежде. Во время моления, обращаясь к богу праздника Агавайрем юмо и божествам сил природы, молящиеся во главе с картом просят у них плодородия полей, хорошей погоды для своевременного проведения весенне-полевых работ, предохранения будущего урожая от бурь и града, от вредителей, благополучия и счастья всем присутствующим.На праздник красили яйца, их зарывали в пашню, чтобы зёрна были крупные. Молодежь устраивала различные соревнования и игры. Семык— марийский национальный праздник, знаменующий собой наступление лета, открывает летний праздничный календарь. В отличие от русского Семика, основной идеей марий­ского праздника является поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хо­зяйственных делах и в быту. Праздник способствовал сплочению сельского коллектива, единению родственных групп. Пеледыш пайремВпервые Пеледыш пайрем под названием Йошкар пеледыш пайрем проведен в 1920 году в селе Сернур. Он был приурочен к народным календарным праздникам Агавай-рем и Семык с целью заменить их и отвлечь сельское население от религиозных праздников. В первые годы Советской власти Пеледыш пайрем сыграл большую роль для просвещения марийского народа. В 20—30-е годы XX века праздник содействовал закреплению в народе новой жизни, вносил знания и культуру в повседневный быт марийцев. В современный период Пеледыш пайрем является неотъемлемой частью национальной культуры марийского народа. Он прославляет мирный труд, людей труда, служит укреплению национального самосознания народа, его единению, утверждает идею сохранения языка, песен, танцев, народного костюма.Он прославляет мирный труд, людей труда, служит укреплению национального самосознания народа, его единению, утверждает идею сохранения языка, песен, танцев, народного костюма. СуремСӱрем имеет важное религиозное значение для марийцев, является одним из главных и строгих праздников летнего календарного цикла, сопровождается крупным молением с жертвоприношением. Во время праздника прежде проводилось обрядовое снятие табу, наложенное в связи с цветением хлебов, с периодом покоя и отдыха Матери Земли (Мланде Ава). Принося жертвоприношения богам, марийцы надеялись задобрить их и заручиться их поддержкой в хозяйственной и семейной жизни. Угинде (Праздник урожая)Праздник Угинде традиционно проходит как семейное моление. Его проведение считалось обязательным. В день праздника принято было печь хлеб из новой муки, варить пиво. Старший член семьи на краю чаши с зерном зажигал свечу, и, обращаясь к богам, благодарил их за новый урожай, просил благоприятной погоды для дальнейшей работы, здоровья всей семье, благословения на новый урожай будущего года. Шыже кусоШыже кӱсо проводится после осенних уборочных работ с конца октября до конца ноября на новолуние. День для проведения моления обговаривается и выбирается картами. Шыже кӱсо имеет важное значение для сельских жителей. Он завершает осенний цикл календарной обрядности, подводит итоги хозяйственного года. В содержание праздника входит благодарственное моление с жертвоприношением в священной роще кӱсото. Под руководством картов молящиеся благодарят богов за новый урожай и просят благословения на урожай будущего года.Перед обрядом моления посещают баню. В этот день запрещается стирать белье, красить нитки, устраивать различные шумы, выполнять тяжелые виды работ.

Приложенные файлы


Добавить комментарий