Конспект урока по литературе : А. С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции. Пародия на романтические и мотивы в повести «Барышня-крестьянка».


Тема: А. С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции. Пародия на романтические и мотивы в повести «Барышня-крестьянка».
Цели: познакомить учащихся циклом «Повестей Белкина», с особым колоритом и изяществом прозы А.С. Пушкина; выявить нравственные проблемы, поставленные в повестях; совершенствовать навыки монологической речи и анализа текста;
Тип урока: анализ произведения;
Методы: творческого чтения, исследовательский, репродуктивный;
Приемы: выразительное чтение, постановка проблемных вопросов, беседа с учениками, фрагментарная лекция учителя.
Виды деятельности учителя и учеников: сообщение учителя, устные высказывания учеников, выразительное чтение отрывков повести,
Оборудование: текст произведения, фрагмент фильма «Барышня-крестьянка» режиссера А. Сахарова
План урока:
Организационный момент;
Целеполагание;
Работа над анализом повести;
Итоги урока;
Домашняя работа.
Ход урока:
Организационный момент;
Целеполагание;
Ход урока:
Слово учителя:«Повести Белкина» вышли в свет в 1830 году без обозначения имени Пушкина; использовав широко распространенный в то время литературный прием, поэт приписал свои повести вымышленному автору, а себе отвел скромную роль их издателя, ограничившись к тому же инициалами. Однако и сам Пушкин отнюдь не стремился к сокрытию тайны своего авторства; читатели, близкие к литературным кругам, были широко осведомлены об этом, а критики усердно намекали на авторство Пушкина в своих отзывах на «Повести Белкина». Через три года Пушкин переиздал повести, включив их в сборник своих произведений в прозе. «Повести Белкина» читались охотно и были достаточно известны в читательских кругах того времени; однако серьезного успеха они не имели, и если критика оказалась единодушной в недооценке их, то она отражала и недооценку их публикой. 
«Повести Белкина» писались Пушкиным в период начавшегося интенсивного развития русской прозы, поэтому естественно, что, создавая их, поэт ориентировался на современную ему литературу, принимая или отвергая те или иные черты складывавшейся литературной традиции. Современниками повести Пушкина воспринимались, с одной стороны, как возвращение будто бы к традициям повести карамзинского периода, с другой же стороны — как нечто совершенно необычное в литературных условиях конца 20-х—начала 30-х годов. Эта кажущаяся двойственность «Повестей Белкина» послужила впоследствии одной из причин возникновения и широкого бытования в пушкиноведении точки зрения, будто, создавая свои повести, Пушкин пародировал произведения своих предшественников, определенные литературные шаблоны. «Повести Белкина» рассматривались в связи с этим как «пародии на ходячие мотивы и сюжеты русской и переводной прозы первой трети XIX века». Замыкая таким образом «Повести Белкина» в чисто литературную сферу, утверждение их, так называемой пародийности на деле сближается с другой не менее ошибочной точкой зрения, будто Пушкин разрешал здесь лишь чисто формальные задачи, или же с мнением о якобы «добровольной и сознательной стилизации» в «Повестях Белкина». Конечно, «Повести Белкина» внутренне полемичны; Пушкин сознательно противопоставлял их прозе своих современников, указывая ими пути, по которым, по его мнению, должна пойти русская проза. Повести Пушкина являются первым по времени решительным проникновением реализма в русскую прозу; и в этом в первую очередь заключается их значение в истории русской литературы. С другой стороны, в «Повестях Белкина» были, без сомнения, и традиционные моменты; многое, в чем исследователи видели пародийное начало в них, объясняется скорее традицией, как русской, так и западноевропейской.
Слово учителя.
Ребята, вы прослушали небольшую информационную справку о цикле. Дома вы должны были читать повесть «Барышня-крестьянка». Скажите, так в чем же особенность этого произведения?
Ответ учеников.
Особенностью цикла можно считать то, что автором становится покойный Иван Петрович Белкин, а Пушкин выступает в роли издателя.
Зачем же это понадобилось автору?
В повестях рассказывается о жизни провинциальных помещиков, и Белкин, живущий среди них, лучше других мог бы рассказать об этой истории, ему бы больше поверили читатели.
Ранее, вы уже говорили о романтических героях. Давайте вспомним, что же для них характерно?
Романтический герой – исключительная и таинственная личность, заключенная в рамки необычных обстоятельств. Вокруг него бушующие страсти, роковая любовь, иногда неожиданная развязка, герои даже погибают из-за любви.
Слово учителя.
Да, и в нашей истории есть всё: и неожиданные случайности, и любовь, и страдания, и тайные страсти, и приключения с переодеваниями, т.е. у нас есть все предпосылки, чтобы история стала романтической, но так ли это нам предстоит разобраться.  И ещё  мне хотелось бы сказать, что Пушкин, предоставив право рассказать эту историю Ивану Петровичу, Белкину всё же присутствует на страницах повести и даёт ненавязчивую оценку поступкам своих героев.
Ну что ж давайте вспомним, что мы узнаём о героях в самом начале повести?
Берестов старший – разумный человек, хороший отец, гостеприимный хозяин, но несколько заносчив: гордится своей суконной фабрикой и богатым поместьем. Муромский – настоящий русский барин: живёт не по средствам и не очень разумно, страстно увлечён всем английским, хороший отец. Герои живут по соседству, но дружбы между ними нет. В их размолвке виноваты были соседи, которые своим пересудами настроили  их друг против друга.
Слово учителя
Молодцы! И надо же было так случиться, что дети этих помещиков оказались влюблены друг в друга. И уж, конечно, ни о какой счастливой женитьбе и речи здесь быть не могло.  В начале повести вообще складывается впечатление, что автор расставляет фигуры для игры в шахматы, и этим фигурам предстоит серьёзное сражение.
Скажите, а не напоминает ли вам эта история какой-нибудь литературный сюжет. Враждуют семьи, а дети влюблены друг в друга.
Это похоже на сюжет трагедии Шекспира  «Ромео и Джульетта».
Есть ли какое-либо отличие между двумя этими историями?
Да. У Шекспира настоящая трагедия, враждуют семьи, а влюбленные погибают, потому что никто бы им не позволили быть вместе.
Слово учителя
У Пушкина получается пародия на великий сюжет. Да, ребята, действительно  в «Барышне-крестьянке всё наоборот, как в кривом зеркале.  И наша история больше напоминает водевиль, маскарад, чем романтическую трагедию.  И здесь впервые незримо появляется Пушкин. Скажите, как, на ваш взгляд, он относится к главам «враждующих» семейств?
Ответ учеников
Он посмеивается над ними и над их заочной враждой.
Но все эти события, обратите внимание,  постоянно держат нас в напряжении. Скажите, вы, когда читали, волновались? А почему?
Сначала было удивление, было непонятно, что же задумала Лиза, а потом волнение, как же она выйдет из этой ситуации.
Так что же держит нас с вами, как читателей, в постоянном напряжении?
Наверное то, как это произведение построено. Композиция повести.
Давайте поговорим о героях. Каким же был Алексей Берестов? Почему он так беспокоит сердца уездных девушек?
Он приехал из Германии, из университета, у него интересная бледность на лице, как у всех романтиков, а ещё у него тайная любовь, он пишет письма какой-то девушке, что еще больше вызывает интерес у окружающих. А ещё он носит кольцо на пальце с изображением мёртвой головы, эта деталь пугает и в то же время, притягивает молодых дам. И конечно же, Алексей был красавцем.
Слово учителя
Вы правы. Он приехал из Германии, а в это время в Геттингенском университете в Германии учился весь цвет русского дворянства. Там говорили о философии, свободе, просвещении. Там же в сказках братьев Гримм и Э.Т.А. Гофмана зародился романтизм – новое течение в искусстве, дань которому в литературе отдадут все: Байрон, Гейне, Гёте, Жуковский, Пушкин, Лермонтов. Но таким ли уж романтиком приехал оттуда Берестов? Чем он отличался от остальных дворян? Давайте посмотрим фрагмент художественного фильма режиссера А. Сахарова «Барышня-крестьянка». Как ведет себя Берестов?
Ответ учеников
Он вел себя как обычный дворовой парень, играл в горелки с крестьянками, ловил их и целовал. Дворяне не могли себе позволить такого отношения с крестьянами.
Да, уж совсем он не похож на разочаровавшегося в жизни несчастного влюблённого. А почему же Лиза приняла его за романтика?
Лиза, как и любая дворянская девушка, читала много французских романов. Вот она и приняла его за описанного в них героя.
Слово учителя
А вы знаете ребята, мне сейчас захотелось сравнить нашу повесть не с водевилем, а с маскарадом. Почему? Смотрите: Лиза надевает маску крестьянки, чтобы познакомиться с Берестовым, а Пушкин срывает маску героя – романтика с Берестова, когда он гоняется за деревенскими девушками, чтобы поцеловать их. Вот вам и второе появление Пушкина в повести. Пушкин точно смеётся над этими романтическими условностями. Скажите, а почему Лизе понадобилось переодеваться в крестьянку?
Ответ учеников
Лиза много слышала о сыне барина и хотела на него посмотреть. Но из-за вражды отцов она не могла познакомиться с Алексеем. Поэтому ей пришлось пойти на хитрость, ради встречи с ним.
Какое же впечатление она произвела на Алексея? Почему Алексей растерян и влюблён?
Она не была похожа на остальных. Да и на их встречах она вела себя сдержано. Ему нравилось то, как она говорит и то, что она говорит. Тем более она не была похожа на обычную крестьянку. Она была естественной, соединив в себе качества крестьянской и дворянской девушки.
Слово учителя
Да, она и загадка, и неожиданность. Наш Алексей заинтригован. Ребята, как вы думаете, а когда же наступает кульминация в повествовании? Что, кстати, это такое?
Ответ учеников
Кульминация – самый напряженный момент в повествовании, после него должна последовать развязка.
Кульминация повести происходит на примирительном обеде в доме Лизы. Случай свел их в одном месте, автор держит нас в напряжении на протяжении всего обеда: вдруг Алексей узнает в Лизе Акулину?
Давайте прочитаем то, как вышла из положения Лиза.
Чтение со слов «Возвратясь в гостиную, они уселись втроем…» до «Наконец встали из-за стола; гости уехали…»
Что важного происходит в отношении двух отцов?
Ответ учеников
Происходит примирение семей. Иван Петрович и Григорий Иванович решают поженить своих детей.
Как на это реагирует Алексей?
Алексей решает противостоять отцу и жениться на Акулине. Он готов сам объясниться с Муромским.
Когда же наступает развязка? Давайте посмотрим отрывок из фильма.
Как ведёт себя Лиза?
Ответ учеников
Лиза пыталась показать, что Алексей ошибся. Говорила на иностранном языке, отворачивалась от него. Она не хотела, чтобы он узнал правду.
Слово учителя
Пушкин использует открытый финал, т.е. повествователь предлагает нам самим решить, каким будет развитие отношений Лизы-Акулины и Алексея. Но нам дают подсказку. «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку». Мы можем считать, что их любовная история закончится хорошо, свадьбой и счастливой семейной жизнью.
Итоги урока
Говоря о теме урока, мы уточняли роль антитезы в композиции повести. Ребята, что такое антитеза?
Антитеза – противопоставление, противоположность, прием контраста.
Где мы видим использование антитезы автором?
Антитеза есть уже в самом названии произведения, когда рядом стоят два совершенно разных в своем значении слова – барышня и крестьянка. В сюжете тоже можно найти антитезу, когда главная героиня знатного рода, переодевшись в крестьянку, начинает ходить на свидания с молодым человеком также из знатного рода.
Еще одна антитеза – это семьи Муромских и Берестовых.Можем ли мы с вами сказать, что эта повесть романтическая?
Да, но романтического в ней не так много. Например, проблемы, описанные автором, не имеют такой глубокой значимости и реализации.
Слово учителя
«Повести Белкина» задуманы как пародия на каноны романтической литературы. Пушкин берет расхожие сюжетные романтические штампы и «переворачивает» их. В «Барышне-крестьянке» взят известный сюжет – вражда двух семейств. Ситуация нагнетается, но затем разрешается совершенно не романтическим способом – все оказывается как нельзя лучше. В «Повестях Белкина» романтическому взгляду на действительность противопоставляются реальная жизнь и здравый смысл. Пушкин высмеивает «романтические наклонности» своих героев, противопоставляет им нормальную жизнь, в которой есть радость и приятные житейские мелочи.
Домашнее задание.
Подготовить пересказ и выразительное чтение повести «Выстрел». Найти значение имени Севильо. Выписать портретную характеристику Севильо.
Индивидуальное задание: подготовить сообщение на тему «Дуэль. Значение и история»

Литература:
Л. С. Сидяков «Пушкин и развитие русской повести в начале 30-х годов XIX века»
С. И. Ожегов «Словарь русского языка»
http://www.youtube.com/watch?v=dgAmJypKXuk – Художественный фильм «Барышня-крестьянка»
Текст произведения: А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/11/21/konspekt-uroka-literatury

Приложенные файлы


Добавить комментарий